Астрономическая неделя с 6 по 12 мая 2019 года Астрономическая неделя с 6 по 12 мая 2019 года
8.04.2019 6:10 | Александр Козловский

На данной неделе 6 мая произойдет покрытие Луной (0,03+) звезды дельта1 Тельца (3,8m) при видимости на Европейской части России. В этот же день Луна (Ф= 0,04+) пройдет близ Альдебарана, а также наступит максимум действия метеорного потока эта-Аквариды с часовым зенитным числом метеоров 40. 7 мая Луна (Ф= 0,1+) будет находиться близ Марса, а на следующий день Меркурий пройдет в 1,3 градуса южнее Урана. 9 мая Луна (Ф= 0,2+) пройдет точку максимального склонения к северу от небесного экватора, а долгопериодическая переменная звезда R Малого Льва достигнет максимума блеска (6m). В этот же день Луна (Ф= 0,25+) окажется в восходящем узле своей орбиты, а долгопериодическая переменная звезда S Девы достигнет максимума блеска (6m). 11 мая Луна (Ф= 0,39+) пройдет через звездное скопление Ясли (М44), а 12 мая Луна (Ф= 0,57+) будет находиться близ Регула. В этот же день астероид Флора (8) вступит в противостояние с Солнцем, а также произойдет покрытие Луной (0,58+) звезды 37 Льва (5,4m) при видимости на Европейской части России.

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы увеличивается до 53 градусов, а долгота дня на той же широте - до 16 часов 00 минут. Видимый диаметр Солнца за описываемый период уменьшается до 31,67 минут дуги, а движется оно по созвездию Овна. Данные о Солнце на текущее время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу первой четверти 12 мая. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Тельца, Близнецов, Рака, Льва, изменяя фазу от 0,0 до 0,6+ и увеличивая склонение (до середины недели, а затем уменьшая), а также высоту верхней кульминации. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Тельца. Здесь тонкий серп при фазе 0,04+ пройдет в 2 градусах севернее Альдебарана 6 мая, а 7 мая окажется в 3 градусах южнее Марса. Текущая серия покрытий Альдебарана закончилась, а в следующий раз Луна покроет эту звезду только 18 августа 2033 года. Продолжая движение по созвездию Тельца, Луна достигнет созвездия Ориона при фазе 0,12+ 8 мая, в этот же день перейдя в созвездие Близнецов, находясь близ максимального склонения к северу от небесного экватора. Здесь Луна (Ф= 0,25+) пройдет восходящий узел своей орбиты. Благополучно миновав созвездие Близнецов, растущий серп достигнет созвездия Рака при фазе 0,32+ 10 мая, где на следующий день пересечет звездное скопление Ясли (М44) при фазе 0,39+. 11 мая Луна (Ф= 0,47+) перейдет в созвездие Льва. В этом созвездии ночное светило примет фазу первой четверти 12 мая, в этот же день пройдя в 3 градусах севернее Регула при фазе 0,57+. Фазы Луны на данное время и на будущее.

Из планет Солнечной системы: Меркурий и Венера наблюдаются в лучах восходящего Солнца в южных широтах страны, Юпитер и Сатурн видны на ночном и утреннем небе, а Марс находится на вечернем небе. Уран и Нептун находятся на утреннем небе. Подробные эфемериды и карты движения больших планет даются в печатной версии АК_2019 на http://www.astronet.ru/db/msg/1364101 . Эфемериды планет на каждый день имеются также на http://astropixels.com/ephemeris/ephemeris.html .

Из комет хвостатая странница Iwamoto (C/2018 Y1) перемещается по созвездию Персея с блеском слабее 12m, являясь незаходящим светилом в северных районах страны. Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в КН на май, а на другие периоды - в Астрономическом календаре на 2019 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов наиболее яркими на данной неделе будут: Церера (7,4m) в созвездии Змееносца, Веста (8,2m) в созвездии Кита и Паллада (8,3m) в созвездиях Волопаса и Волос Вероники.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: X Кита 8,8 - 29 апреля, RZ Скорпиона 8,8m - 30 апреля, Z Орла 9,0m - 30 апреля, T Центавра 5,5m - 4 мая, U Микроскопа 8,8m - 4 мая.

Некоторые близкие пары светил: Луна - Альдебаран, Луна - Марс, Луна - Ясли (М44), Луна - Регул, Меркурий - Уран, Юпитер - Антарес, Сатурн - омикрон Стрельца, Уран - омикрон Рыб, Нептун - лямбда Водолея, Паллада - Арктур, Флора - Партенопа.

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод . Видеокалендарь предстоящих явлений http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно учитывать, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени!

Это интересно! Предыдущее полное солнечное затмение имело место: 6 мая - в 1883 году, 7 мая - в 1529 году, 8 мая - в 1510 году, 9 мая - в 1929 году, 10 мая - в 1575 году, 11 мая - в 1687 году, 12 мая - в 1706 году. Больше всего (за прошедшие две тысячи лет) полных затмений в эти дни было 10 мая (7 затмений), а меньше всего - 7 мая (2 затмения). Your Guide to the 2017 Total Solar Eclipse

Сведения об астрономических явлениях прошлого и текущего столетий можно найти в Астрономическом календаре-справочнике на Астронет http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 .

Меркурий. Планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб, 8 мая переходя в созвездие Овна. Меркурий виден на утреннем небе в южных широтах страны. Элонгация планеты к концу недели уменьшается до 10 градусов к западу. Угловые размеры планеты уменьшаются от 5,5 до 5,2 секунд дуги при блеске около -1m и фазе, увеличивающейся за неделю от 0,8 до 0,9. В телескоп Меркурий наблюдается в виде небольшого овала. Расстояние между Меркурием и Землей увеличивается от 1,21 до 1,28 а.е.. Положения планеты во время всех элонгаций 2019 года имеются в Астрономическом календаре на 2019 год . 11 ноября 2019 года Меркурий пройдет по диску Солнца. Космические исследования - Мессенджер. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mercury2019.html

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб. Венера видна на фоне утренней зари в южных широтах страны. В телескоп виден овал планеты без деталей, а элонгация ее составляет около 26 градусов. Видимый диаметр Венеры уменьшается до 11 угловых секунд, а блеск имеет значение около -4m при фазе около 0,9. Расстояние между Землей и Венерой увеличивается от 1,43 до 1,47 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/venus2019.html

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Тельца. Марс можно наблюдать по вечерам в западной части неба в виде красноватой звезды. Блеск Марса придерживается значения +1,7m, а видимый диаметр составляет около 4 секунд дуги. В телескоп виден крохотный диск (самый маленький из всех ярких планет). Расстояние между Марсом и Землей увеличивается от 2,27 до 2,30 а.е.. 27 июля 2018 года Марс прошел великое противостояние. Статья об этом астрономическом событии имеется в журнале Небосвод за январь 2018 года и на Астронет. Следующее противостояние, близкое к великому, произойдет 13 октября 2020 года (Астрономический календарь на 2020 год). Видимый диаметр Марса в период противостояния будет достигать 22,6 угловых секунд! Космические исследования - MSL Curiosity. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mars2019.html

Юпитер. Газовый гигант движется попятно по созвездию Змееносца близ Антареса. Юпитер наблюдается на ночном и утреннем небе. Угловой диаметр планеты увеличивается от 44,0 до 44,5 секунд дуги при блеске около -2,4m и расстоянии от Земли от 4,48 до 4,42 а.е.. В небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали, а также покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой. Конфигурации спутников Юпитера имеются в КН на май. Космические исследования - Галилео. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/jupiter2019.html

Сатурн. Окольцованная планета перемещается попятно по созвездию Стрельца. Сатурн можно наблюдать на ночном и утреннем небе. Блеск планеты имеет значение +0,4m, а угловой диаметр имеет значение около 17,5 секунд дуги. В телескоп видно кольцо планеты и самый яркий спутник Титан (8m). Другие относительно яркие спутники Сатурна можно разглядеть в телескопы с диаметром объектива от 100 мм. Расстояние от Земли до Сатурна уменьшается от 9,59 до 9,50 а.е.. Космические исследования - Кассини. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/saturn2019.html

Уран. Планета (m= +5,8, d= 3,4 угл. сек.) движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Овна (близ звезды омикрон Psc (4,2m)). Уран находится на утреннем небе, но виден только в южных широтах страны. Расстояние между Землей и Ураном уменьшается за неделю от 20,83 до 20,81 а.е.. В отсутствии Луны и засветки при прозрачном небе планету в периоды лучшей видимости можно найти невооруженным глазом. Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/uranus2019.html

Нептун. Планета (m= +7,9, d= 2,3 угл. сек.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Нептун находится на утреннем небе, но виден только в южных широтах страны. Диск планеты в периоды видимости различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Нептуном уменьшается от 30,47 до 30,39 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/neptune2019.html

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (левее трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии около 34 а.е. от Земли. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - в журнале Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата          a(2000.0)      d(2000.0)   r      delta   m  elon.   V      PA  сon.
Церера (1)
 6 May 2019  16h43m36.43s  -17 10.628'  2.746   1.810  7.5 152.8  25.35 263.5 Oph
11 May 2019  16h39m50.70s  -17 16.470'  2.750   1.785  7.4 158.4  28.78 264.1 Oph
Паллада (2)
 6 May 2019  13h36m24.77s  +23 13.798'  2.600   1.773  8.3 136.6  26.18 307.4 Boo
11 May 2019  13h33m37.12s  +23 40.658'  2.612   1.822  8.5 132.5  20.70 302.0 Com
Веста (4)
 6 May 2019   1h02m41.12s  + 1 00.807'  2.409   3.223  8.2  30.5  67.66  69.3 Cet
11 May 2019   1h11m05.36s  + 1 48.021'  2.414   3.197  8.3  33.1  66.90  69.6 Cet
Ирида (7)
 6 May 2019  12h20m31.32s  - 9 38.796'  2.861   1.990 10.0 143.1  21.70 310.2 Vir
11 May 2019  12h18m34.34s  - 9 12.375'  2.866   2.037 10.1 137.7  17.38 315.4 Vir
Флора (8)
 6 May 2019  15h28m15.75s  -10 02.974'  2.534   1.537  9.8 168.8  38.86 282.8 Lib
11 May 2019  15h23m02.54s  - 9 46.357'  2.532   1.529  9.7 171.4  39.86 281.5 Lib
Партенопа (11)
 6 May 2019  15h38m25.10s  -11 40.893'  2.429   1.435  9.7 167.4  33.96 284.9 Lib
11 May 2019  15h33m48.90s  -11 23.869'  2.424   1.421  9.6 171.4  35.63 283.4 Lib
Массалия (20)
 6 May 2019  16h01m54.88s  -20 05.936'  2.614   1.634 10.1 162.5  33.09 282.6 Lib
11 May 2019  15h57m10.03s  -19 50.807'  2.620   1.622 10.0 168.5  35.37 282.9 Lib

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели

Время для явлений приводится всемирное. На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2019 год с общим обзором звездного неба и явлений мая месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на май, Астрономическом календаре на 2019 год, Астрономическом календаре - справочнике и календаре Сalsky .

06 мая, ночь - Максимум действия метеорного потока эта-Аквариды с часовым зенитным числом метеоров - 40.

07 мая, вечер - Луна (Ф= 0,1+) близ Марса.

08 мая, утро - Меркурий проходит в 1,3 градуса южнее Урана.

09 мая, 18 часов 50 минут - Луна (Ф= 0,25+) в восходящем узле своей орбиты.

10 мая, утро - Долгопериодическая переменная звезда S Девы близ максимума блеска (6m).

11 мая, вечер - Луна (Ф= 0,4+) проходит через звездное скопление Ясли (М44).

12 мая, 01 час 12 минут - Луна в фазе первой четверти.

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Старлаб, Метеовеб, Большая Вселенная и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):