Астрономическая неделя со 2 по 8 сентября 2019 года Астрономическая неделя со 2 по 8 сентября 2019 года
30.07.2019 5:49 | Александр Козловский

На данной неделе 2 сентября Марс вступит в соединение с Солнцем. 3 сентября Меркурий пройдет в 0,6 гр. севернее Марса, а 4 сентября достигнет верхнего соединения с Солнцем. 6 сентября Луна в фазе первой четверти пройдет севернее Юпитера, а на следующий день долгопериодическая переменная звезда R Андромеды достигнет максимума блеска (6m). 8 сентября Луна (Ф= 0,72+) пройдет точку максимального склонения к югу от небесного экватора, а также покроет (Ф= 0,73+) Сатурн при видимости в Африке, Австралии и акватории Индийского океана. В этот же день Луна (Ф= 0,75+) достигнет нисходящего узла своей орбиты.Кроме этого, 6 сентября Нептун сблизится со звездой фи Водолея до 13 угловых секунд.

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы уменьшается до 39 градусов, а долгота дня на той же широте - до 13 часов 20 минут. Видимый диаметр Солнца увеличивается до 31,75 минут дуги, а движется оно по созвездию Льва. Данные о Солнце на текущее время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу первой четверти 6 сентября. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Девы, Весов, Скорпиона, Змееносца, и Стрельца, изменяя фазу от 0,1+ до 0,75+ и уменьшая склонение, а также высоту верхней кульминации. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Девы. Пройдя при фазе 0,13+ севернее звезды Спика 2 сентября, молодой месяц 3 сентября покинет созвездие Девы, перейдя в созвездие Весов при фазе 0,22+. Увеличив фазу до 0,41+ лунный серп 5 сентября перейдет в созвездие Скорпиона, перейдя в этот же день в созвездие Змееносца при фазе 0,45+, наблюдаясь на вечернем небе низко над горизонтом левее Юпитера, с которым максимально сблизится 6 сентября при фазе 0,52+, приняв перед этим фазу первой четверти. 7 сентября лунный овал (Ф= 0,6+) перейдет в созвездие Стрельца, где пройдет точку максимального склонения к югу от небесного экватора при фазе 0,72+ 8 сентября. Через несколько часов после этого события ночное светило (Ф= 0,73+) покроет Сатурн при видимости в Африке, Австралии и акватории Индийского океана. В этот же день Луна пройдет точку нисходящего узла своей орбиты при фазе 0,75+. Фазы Луны на данное время и на будущее.

Из планет Солнечной системы: Меркурий, Венера и Марс не видны, а Юпитер и Сатурн наблюдаются вечером и ночью. Уран и Нептун находятся на ночном небе. Подробные эфемериды и карты движения больших планет даются в печатной версии АК_2019 на http://www.astronet.ru/db/msg/1364101 . Эфемериды планет на каждый день имеются также на http://astropixels.com/ephemeris/ephemeris.html .

Из комет хвостатая странница Africano (C/2018 W2) движется по созвездию Персея с блеском около 10m. Комета P/SOHO (P/2008 Y12) перемещается по созвездию Весов с блеском около 8m. Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в КН на сентябрь, а на другие периоды - в Астрономическом календаре на 2019 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов наиболее яркими на данной неделе будут: Евномия (8,5m) в созвездии Водолея и Веста (7,5m) в созвездии Тельца.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: Y Единорога 9,1m - 4 сентября, R Микроскопа 9,2m - 5 сентября, X Дельфина 9,0m - 5 сентября, Z Орла 9,0m - 6 сентября, R Андромеды 6,9m - 7 сентября, R Голубя 8,9m - 7 сентября, SS Змееносца 8,7m - 8 сентября.

Некоторые близкие пары светил: Луна - Спика, Луна - Антарес, Луна - Юпитер, Меркурий Регул, Юпитер - Антарес, Сатурн - омикрон Стрельца, Уран - альфа Овна, Нептун - фи Водолея, Africano (C/2018 W2) - альфа Персея, P/SOHO (P/2008 Y12) ипсилон Весов.

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод . Видеокалендарь предстоящих явлений http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно учитывать, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени!

Это интересно! Предыдущее полное солнечное затмение имело место: 2 сентября - в 1160 году, 3 сентября - 1690 году, 4 сентября - в 1728 году, 5 сентября - в 0248 году, 6 сентября - в 1755 году, 7 сентября - в 1858 году, 8 сентября - в 1885 году. Больше всего (за прошедшие две тысячи лет) полных затмений в эти дни было 4 сентября (7 затмений), а меньше всего - 5 сентября (1 затмение). Your Guide to the 2017 Total Solar Eclipse

Сведения об астрономических явлениях прошлого и текущего столетий можно найти в Астрономическом календаре-справочнике на Астронет http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 .

Меркурий. Планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва. Меркурий проходит верхнее соединение с Солнцем и переходит на вечернее небо 4 сентября. Элонгация планеты к концу недели увеличивается до 4 градусов. Планета не видна. Угловые размеры Меркурия составляют около 5 секунд дуги при блеске, который уменьшается за неделю от -1,7m до -1,4m и фазе 1,0 - 0,99. Расстояние между Меркурием и Землей увеличивается от 1,36 до 1,38 а.е.. Положения планеты во время всех элонгаций 2019 года имеются в Астрономическом календаре на 2019 год . 11 ноября 2019 года Меркурий пройдет по диску Солнца. Космические исследования - Мессенджер. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mercury2019.html

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва. Венера имеет вечернюю видимость, но на фоне зари появится в средних широтах лишь в конце месяца. Элонгация планеты увеличивается до 7 градусов. Видимый диаметр Венеры составляет около 10 угловых секунд, а блеск имеет значение около -4m при фазе близкой к 1,0. Расстояние между Землей и Венерой придерживается значения 1,7 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/venus2019.html

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва. Марс не виден. Блеск планеты придерживается значения +1,7m, а видимый диаметр составляет менее 4 секунд дуги. Это самый маленький видимый диаметр из всех ярких планет. Расстояние между Марсом и Землей придерживается значения 2,67 а.е.. 27 июля 2018 года Марс прошел великое противостояние. Статья об этом астрономическом событии имеется в журнале Небосвод за январь 2018 года и на Астронет. Следующее противостояние, близкое к великому, произойдет 13 октября 2020 года (Астрономический календарь на 2020 год). Видимый диаметр Марса в период противостояния будет достигать 22,6 угловых секунд! Космические исследования - MSL Curiosity. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mars2019.html

Юпитер. Газовый гигант движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца близ Антареса. Юпитер наблюдается вечером и ночью. Это самый благоприятный период в году для наблюдений планеты, хотя Юпитер кульминирует в средних широтах невысоко над горизонтом, а выше северного полярного круга совсем не виден. Угловой диаметр планеты уменьшается до 38,0 секунд дуги при блеске -2,1m и расстоянии от Земли 5,07- 5,17 а.е.. В небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали, а также покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой. Конфигурации спутников Юпитера имеются в КН на сентябрь. Космические исследования - Галилео. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/jupiter2019.html

Сатурн. Окольцованная планета перемещается попятно по созвездию Стрельца. Сатурн можно наблюдать на вечернем и ночном небе. Выше 69 параллели Сатурн не виден. Блеск планеты имеет значение +0,3m, а угловой диаметр составляет около 17,5 секунд дуги. В телескоп видно кольцо планеты и самый яркий спутник Титан (8m). Другие относительно яркие спутники Сатурна можно разглядеть в телескопы с диаметром объектива от 100 мм. Расстояние от Земли до Сатурна увеличивается от 9,43 до 9,53 а.е.. Космические исследования - Кассини. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/saturn2019.html

Уран. Планета (m= +5,8, d= 3,4 угл. сек.) движется попятно по созвездию Овна (близ звезды омикрон Psc (4,2m)). Уран наблюдается почти всю ночь. Расстояние между Землей и Ураном уменьшается за неделю от 19,26 до 19,17 а.е.. В отсутствии Луны и засветки при прозрачном небе планету можно найти невооруженным глазом. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/uranus2019.html

Нептун. Планета (m= +7,9, d= 2,3 угл. сек.) перемещается опятно по созвездию Водолея близ звезды фи Aqr (4,2m). Нептун можно наблюдать всю ночь. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Нептуном уменьшается от 28,93 до 28,92 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/neptune2019.html

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (левее трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии около 34 а.е. от Земли. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - в журнале Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата          a(2000.0)      d(2000.0)   r      delta   m  elon.   V      PA  сon.
Церера (1)
 1 Sep 2019  16h14m16.21s  -22 27.783'  2.837   2.692  8.8  87.7  33.64 108.7 Sco
 6 Sep 2019  16h19m04.17s  -22 49.257'  2.840   2.763  8.9  84.0  36.17 107.2 Sco
Паллада (2)
 1 Sep 2019  14h34m52.72s  +12 45.734'  2.881   3.285 10.0  58.1  50.20 115.1 Boo
 6 Sep 2019  14h41m10.57s  +12 03.524'  2.893   3.342 10.0  55.5  51.24 114.1 Boo
Веста (4)
 1 Sep 2019   3h40m46.92s  +11 13.920'  2.507   2.089  7.7 102.3  23.04  90.6 Tau
 6 Sep 2019   3h43m37.96s  +11 12.304'  2.510   2.031  7.6 106.4  18.87  94.2 Tau
Метида (9)
 1 Sep 2019   2h30m06.38s  + 7 51.602'  2.217   1.532 10.0 120.1  14.64  82.4 Cet
 6 Sep 2019   2h31m42.47s  + 7 53.982'  2.211   1.478  9.9 124.5   9.20  87.3 Cet
Евномия (15)
 1 Sep 2019  21h00m09.49s  - 5 57.788'  2.372   1.416  8.5 155.4  29.78 267.9 Aqr
 6 Sep 2019  20h56m27.36s  - 6 00.218'  2.363   1.435  8.6 150.1  25.35 267.0 Aqr
Амфитрита (29)
 1 Sep 2019   1h34m51.90s  +11 53.776'  2.430   1.639  9.7 131.7   8.45 314.6 Psc
 6 Sep 2019   1h33m41.52s  +12 03.912'  2.427   1.593  9.6 136.7  11.98 290.4 Psc
Laetitia (39)
 1 Sep 2019  21h27m56.46s  -11 57.780'  2.516   1.536  9.6 162.3  31.67 228.9 Cap
 6 Sep 2019  21h24m53.19s  -12 38.362'  2.513   1.555  9.7 156.6  28.60 226.5 Aqr

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели

Время для явлений приводится всемирное. На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2019 год с общим обзором звездного неба и явлений сентября месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на сентябрь, Астрономическом календаре на 2019 год, Астрономическом календаре - справочнике и календаре Сalsky .

02 сентября, 10 часов 00 минут - Марс в соединении с Солнцем.

03 сентября, 16 часов 00 минут - Меркурий проходит в 0,6 гр. севернее Марса.

04 сентября, 02 часа 00 минут - Меркурий в верхнем соединении с Солнцем.

05 сентября и всю неделю, сумерки - Возможность появления серебристых облаков.

06 сентября, 03 часа 10 минут - Луна в фазе первой четверти.

07 сентября, ночь - Долгопериодическая переменная звезда R Андромеды близ максимума блеска (6m).

08 сентября, 17 часов 35 минут - Луна (Ф= 0,75+) в нисходящем узле своей орбиты.

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Старлаб, Метеовеб, Большая Вселенная и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид восточной и юго-восточной части полуночного неба 5 сентября в городах на широте Москвы.

Вид восточной и юго-восточной части неба за час до восхода Солнца 5 сентября в городах на широте Москвы.

Вид южной и юго-западной части неба через час после захода Солнца 5 сентября в городах на широте Москвы.

Источники: Календарь Наблюдателя N9 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), http://saros70.narod.ru/ (календарь), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 (Астрономический календарь справочник от 1901 до 2100 года), http://www.calsky.com/ (он-лайн календарь), http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

Публикации с ключевыми словами: астрономическая неделя - любительская астрономия - небо - невооруженным глазом