Астрономическая неделя с 5 по 11 февраля 2018 года Астрономическая неделя с 5 по 11 февраля 2018 года
2.02.2018 9:40 | Александр Козловский

На данной неделе Луна в фазе последней четверти пройдет близ Юпитера, 9 февраля при фазе 0,35- - близ Марса, 11 февраля - при фазе 0,16- - близ Сатурна. В конце недели естественный спутник Земли пройдет апогей своей орбиты на расстоянии 405700 км от центра Земли (при максимальном склонении к югу от небесного экватора (-20,1 гр.)), а Марс окажется в 5 градусах севернее Антареса. Кроме этого, 8 февраля максимума действия достигнет южный метеорный поток альфа-Центауриды, а комета C/2016 R2 (PanSTARRS) находится близ Плеяд, что удобно для получения интересных снимков небесной странницы.

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы увеличивается до 20 градусов, а долгота дня на той же широте - до 9 часов 20 минут. Видимый диаметр Солнца за описываемый период уменьшится до 32,41 минут дуги, а движется оно по созвездию Козерога. Данные о Солнце на текущее время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу последней четверти 7 февраля. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Девы, Весов, Скорпиона, Змееносца и Стрельца, изменяя фазу от 0,75- до 0,15- и уменьшая склонение, а также высоту верхней кульминации. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Девы близ звезды Спика. Перейдя при фазе 0,6- в созвездие Весов 6 февраля, Луна на следующий день примет фазу последней четверти и пройдет севернее Юпитера (близ альфа Весов) при фазе 0,48-. 8 февраля лунный серп (Ф= 0,4-) посетит созвездие Скорпиона, а 9 февраля вступит во владения созвездия Змееносца, наблюдаясь в рассветные часы низко над юго-восточным горизонтом. 10 февраля стареющий месяц при фазе 0,22- перейдет в созвездие Стрельца, где пройдет севернее Сатурна утром 11 февраля (близ максимального склонения к югу от небесного экватора и апогея своей орбиты). Фаза Луны на текущий момент. Фазы Луны на будущее.

Из планет Солнечной системы: Меркурий не виден, Венера появляется в лучах заходящего Солнца, Марс, Юпитер и Сатурн видны в утренние часы, Уран можно найти в бинокль или телескоп на вечернем и ночном небе, а Нептун заканчивает вечернюю видимость. Подробные эфемериды планет и карты движения больших планет даются в печатной версии АК_2018 на http://www.astronet.ru/db/msg/1364103 . Эфемериды планеты на каждый день имеются также на http://astropixels.com/ephemeris/ephemeris.html .

Из комет хвостатая странница Heinze (C/2017 T1) перемещается по созвездию Пегаса с блеском около 11m. Комета C/2016 R2 ( PanSTARRS ) видна в созвездии Тельца близ Плеяд имея такой же блеск (11m). Набирает яркость комета 185P/Petriew (11m). Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в КН на февраль, а на другие периоды - в Астрономическом календаре на 2018 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов наиболее яркими и удобными для наблюдений на данной неделе будут: Церера (6,9m) в созвездии Рака и Веста (7,6m) в созвездии Змееносца.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнет R Лисички 8,1m - 7 февраля.

Из основных метеорных потоков активны альфа-Центауриды (ZHR= 6) из созвездия Центавра. Следует отметить, что это южный поток со склонением радианта -59 градусов.

Некоторые близкие пары светил: Луна - Спика, Луна Юпитер, Луна Марс, Луна Антарес, Луна - Сатурн, Юпитер - альфа Весов, Марс - Юпитер, Уран - омикрон Рыб, Нептун - лямбда Водолея, Веста - Марс, C/2017 O1 (ASASSN1) - Полярная звезда, C/2016 R2 ( PanSTARRS ) - Плеяды.

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод . Видеокалендарь предстоящих явлений http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно учитывать, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени!

Это интересно! Предыдущее полное солнечное затмение имело место: 5 февраля - в 1962 году, 6 февраля - в 1087 году, 7 февраля - в 1217 году, 8 февраля - в 1739 году, 9 февраля - в 1785 году, 10 февраля - в 1282 году, 11 февраля - в 1804 году. Больше всего (за прошедшие две тысячи лет) полных затмений в эти дни было 6, 8, 9 и 10 февраля (по 4 затмения), а меньше всего 5, 7 и 11 февраля (по 2 затмения). Your Guide to the 2017 Total Solar Eclipse

Астрономические явления прошлого и текущего столетий имеются в Астрономическом календаре - справочнике на Астронет http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 .

Меркурий. Планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога. Меркурий закончил утреннюю видимость и теперь появится на вечернем небе в конце февраля. Угловое расстояние к западу от Солнца уменьшается до 5 градусов к концу недели. Угловые размеры планеты имеют значение около 5 секунд дуги при блеске около -1m и почти при полной фазе. Расстояние между Меркурием и Землей увеличивается от 1,39 до 1,40 а.е.. Положения планеты во время всех элонгаций 2018 года имеются в Астрономическом календаре на 2018 год . Космические исследования - Мессенджер. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mercury2018.html

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога, 8 февраля переходя в созвездие Водолея. Планета находится на вечернем небе, постепенно отдаляясь от Солнца до 8 градусов к концу недели. Лучшие условия для ее наблюдений имеются в южных районах страны, но и в средних и даже северных широтах, ее можно попытаться найти в лучах заходящего Солнца. Видимый диаметр планеты придерживается значения 10 угловых секунд, а блеск составляет -4,0m при фазе около 1. Расстояние между Землей и Венерой придерживается значения 1,69 а.е. Космические исследования - Венера-Экспресс. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/venus2018.html

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Скорпиона, 8 февраля переходя в созвездие Змееносца. Марс можно наблюдать в утренние часы в юго-восточной и южной части неба (близ Юпитера). Блеск планеты достигает +1,0m, а видимый диаметр - 6,0 секунд дуги. В телескоп с большим увеличением можно рассмотреть диск с наиболее крупными деталями. Расстояние между Марсом и Землей уменьшается от 1,63 до 1,56 а.е. В этом году 27 июля Марс достигнет великого противостояния (раз 17 лет). Статья об этом событии имеется в журнале Небосвод за январь 2018 года. Космические исследования - MSL Curiosity. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mars2018.html

Юпитер. Газовый гигант движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов близ Марса и звезды альфа Весов. Юпитер наблюдается на ночном и утреннем небе более пяти часов. Угловой диаметр планеты достигает 37,0 секунд дуги при блеске -2m и расстоянии от Земли от 5,44 до 5,32 а.е.. В небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали, а также покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой. Конфигурации спутников Юпитера имеются в КН на февраль. Космические исследования - Галилео. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/jupiter2018.html

Сатурн. Окольцованная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца. Сатурн можно наблюдать на утреннем небе около двух часов. Блеск планеты имеет значение +0,6m, а угловой диаметр - около 15,5 секунд дуги. В телескоп видно кольцо планеты и самый яркий спутник Титан (8m). Расстояние от Земли до Сатурна уменьшается за неделю от 10,79 до 10,71 а.е. Космические исследования - Кассини. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/saturn2018.html

Уран. Планета (m= +5,9, d= 3,4 угл. сек.) движется в одном направлении с Солнцем в созвездии Рыб (у границ с созвездием Кита и Овна) близ звезды омикрон Psc (4,2m). Уран виден вечером и ночью. Для рассмотрения диска планеты понадобится телескоп с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Невооруженным глазом планету можно наблюдать на темном безлунном небе. Расстояние между Землей и Ураном увеличивается за неделю от 20,23 до 20,34 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/uranus2018.html

Нептун. Планета (m= +7,9, d= 2,3 угл. сек.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Нептун заканчивает вечернюю видимость. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Нептуном увеличивается от 30,82 до 30,87 а.е. за неделю. Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/neptune2018.html

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (близ трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии около 34 а.е. от Земли. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты .

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата          a(2000.0)      d(2000.0)     r      delta   m  elon.   V      PA  сon.
Церера (1)
 5 Feb 2018   9h07m46.91s  +30 39.007'  2.569   1.603  6.9 165.4  34.54 296.4 Cnc
 9 Feb 2018   9h03m57.60s  +31 02.031'  2.568   1.609  6.9 162.8  33.27 293.7 Cnc
Паллада (2)
 5 Feb 2018   2h56m55.71s  -19 22.785'  2.319   2.260  8.9  81.0  48.53  49.6 Eri
 9 Feb 2018   3h01m15.30s  -18 32.147'  2.311   2.290  9.0  78.8  50.95  51.4 Eri
Веста (4)
 5 Feb 2018  16h34m09.91s  -16 16.443'  2.176   2.369  7.7  66.7  66.17  97.5 Oph
 9 Feb 2018  16h41m24.05s  -16 29.503'  2.174   2.324  7.6  68.9  64.98  96.8 Oph
Ирида (7)
 5 Feb 2018   2h59m43.60s  +17 07.206'  1.894   1.591  9.2  91.5  63.82  80.1 Ari
 9 Feb 2018   3h06m50.87s  +17 25.005'  1.900   1.638  9.3  89.2  65.60  80.1 Ari
Флора (8)
 5 Feb 2018   6h24m20.86s  +23 46.314'  2.075   1.223  9.3 139.7  12.62 313.5 Gem
 9 Feb 2018   6h23m35.54s  +23 59.590'  2.083   1.261  9.4 135.5   8.74 334.7 Gem
 Массалия (20)
 5 Feb 2018   5h15m51.30s  +21 59.443'  2.066   1.347  9.7 123.9  12.09  81.5 Tau
 9 Feb 2018   5h17m30.82s  +22 02.581'  2.066   1.386  9.8 120.2  17.03  82.8 Tau

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится всемирное. На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2018 год с общим обзором звездного неба и явлений февраля месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на февраль, Астрономическом календаре на 2018 год, Астрономическом календаре - справочнике и календаре Сalsky .

05 февраля, ночь - Комета C/2016 R2 ( PanSTARRS ) близ Плеяд.

06 февраля, вечер - Долгопериодическая переменная звезда R Лисички близ максимума блеска (7m).

07 февраля, 15 часов 54 минуты - Луна в фазе последней четверти.

08 февраля, утро - Луна (Ф= 0,45-) близ Юпитера.

09 февраля, утро - Луна (Ф= 0,35-) близ Марса.

10 февраля, утро - Луна (Ф= 0,26-) близ Антареса и Сатурна.

11 февраля, 14 часов 16 минут - Луна (Ф= 0,16-) в апогее на расстоянии 405700 км от центра Земли.

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Старлаб, Метеовеб, Большая Вселенная и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид юго-восточной и южной части полуночного неба 8 февраля в городах на широте Москвы.

Вид юго-восточной и южной части неба за час до восхода Солнца 8 февраля в городах на широте Москвы.

Вид южной и юго-западной части неба через час после захода Солнца 8 февраля в городах на широте Москвы.

Источники: Календарь Наблюдателя N02 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), http://saros70.narod.ru/ (календарь), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 (Астрономический календарь справочник от 1901 до 2100 года), http://www.calsky.com/ (он-лайн календарь), http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

Публикации с ключевыми словами: астрономическая неделя - любительская астрономия - небо - невооруженным глазом