Астрономическая неделя с 22 по 28 января 2018 года Астрономическая неделя с 22 по 28 января 2018 года
6.01.2018 10:10 | Александр Козловский

На данной неделе Луна пройдет близ Урана около фазы первой четверти, астероид Партенопа (10m) пройдет противостояние с Солнцем, а 27 января произойдет покрытие Луной (Ф= 0,77+) звезд скопления Гиады и Альдебарана при видимости в Сибири и на Дальнем Востоке страны.

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы увеличивается до 16 градусов, а долгота дня на той же широте - до 8 часов 20 минут. Видимый диаметр Солнца за описываемый период уменьшится до 32,48 минут дуги, а движется оно по созвездию Козерога. Данные о Солнце на текущее время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу первой четверти 24 января. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Водолея, Рыб, Овна и Тельца, изменяя фазу от 0,,2+ до 0,9+ и увеличивая склонение, а также высоту верхней кульминации. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Водолея, поднимаясь все выше и наблюдаясь на вечернем небе высоко над горизонтом. 23 января Луна посетит созвездие Кита, а на следующий день пройдет южнее Урана при фазе 0,4+. 24 января ночное светило примет фазу первой четверти, а 25 января лунный полудиск вновь посетит созвездие Кита, чтобы на следующий день перейти в созвездие Овна при фазе близкой к 0,6+. Задержавшись ненадолго в этом созвездии, растущий овал 26 января пересечет границу с созвездием Тельца и устремится к покрытию звезд скопления Гиады и Альдебарана, которое произойдет 27 января при фазе 0,77+. На следующий день яркая Луна посетит созвездие Ориона при фазе около 0,9+, а 29 января перейдет в созвездие Близнецов, пройдя точку максимального склонения к северу от небесного экватора. Фаза Луны на текущий момент. Фазы Луны на будущее.

Из планет Солнечной системы: Меркурий и Венера не видны, Сатурн наблюдается на фоне утренней зари, Марс и Юпитер видны в утренние часы, а Уран и Нептун можно найти в бинокль или телескоп на вечернем и ночном небе. Подробные эфемериды планет и карты движения больших планет даются в печатной версии http://www.astronet.ru/db/msg/1364103 . Эфемериды планеты на каждый день имеются также на http://astropixels.com/ephemeris/ephemeris.html

Из комет хвостатая странница C/2017 O1 (ASASSN1) при блеске слабее 11m движется по созвездию Цефея. Комета Heinze (C/2017 T1) перемещается по созвездию Пегаса с блеском около 11m. Комета C/2016 R2 ( PanSTARRS ) видна в созвездии Тельца между Гиадами и Плеядами имея такой же блеск (11m). Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в КН на январь, а на другие периоды - в Астрономическом календаре на 2018 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов наиболее яркими и удобными для наблюдений на данной неделе будут: Церера (6,9m) в созвездии Рака и Веста (7,7m) в созвездии Скорпиона.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: RZ Скорпиона 8,8m - 22 января, Y Андромеды 9,2m - 25 января, Y Весов 8,6m - 25 января, T Центавра 5,5m - 27 января.

Из основных метеорных потоков особо активных нет.

Некоторые близкие пары светил: Луна - Уран, Луна - Альдебаран, Юпитер - альфа Весов, Марс - альфа Весов, Марс - Юпитер, Сатурн - Меркурий, Уран - омикрон Рыб, Нептун - лямбда Водолея, Веста - Марс, C/2017 O1 (ASASSN1) - Полярная звезда, C/2016 R2 ( PanSTARRS ) - Гиады.

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод . Видеокалендарь предстоящих явлений http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно учитывать, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени!

Это интересно! Предыдущее полное солнечное затмение имело место: 22 января - в 1898 году, 23 января - в 1441 году, 24 января - в 1925 году, 25 января - в 1944 году, 26 января - в 0529 году, 27 января - в 1721 году, 28 января - в 1218 году. Больше всего (за прошедшие две тысячи лет) полных затмений в эти дни было 28 января (7 затмений), а меньше всего 26 января (1 затмение). Your Guide to the 2017 Total Solar Eclipse

Астрономические явления прошлого и текущего столетий имеются в Астрономическом календаре - справочнике на Астронет http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 .

Меркурий. Планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца (близ Сатурна). Меркурий наблюдается на фоне утренней зари при продолжительности видимости менее получаса, но только в южных районах страны. Угловое расстояние к западу от Солнца уменьшается до 13 градусов к концу недели. В телескоп наблюдается небольшой овал Меркурия. Угловые размеры планеты имеют значение около 5 секунд дуги при блеске -0,5m и при растущей фазе от 0,9 до 0,93. Расстояние между Меркурием и Землей увеличивается от 1,31 до 1,36 а.е. Положения планеты во время всех элонгаций 2018 года имеются в Астрономическом календаре на 2018 год . Космические исследования - Мессенджер. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mercury2018.html

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога. Планета закончила видимость, а увидеть ее на вечернем небе можно будет лишь в феврале. Видимый диаметр планеты придерживается значения 10 угловых секунд, а блеск составляет -4,0m при фазе около 1 и элонгации к востоку от Солнца 5 градусов в конце недели. Расстояние между Землей и Венерой придерживается значения 1,71 а.е. Космические исследования - Венера-Экспресс. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/venus2018.html

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов. Марс можно наблюдать в утреннее время в юго-восточной и южной части неба около четырех часов (близ Юпитера). Блеск планеты составляет +1,2m, а видимый диаметр достигает 5,5 секунд дуги. В телескоп с большим увеличением можно рассмотреть диск с наиболее крупными деталями. Расстояние между Марсом и Землей уменьшается от 1,77 до 1,70 а.е. В этом году 27 июля Марс достигнет великого противостояния (раз 17 лет). Статья об этом событии имеется в журнале Небосвод за январь 2018 года. Космические исследования - MSL Curiosity. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mars2018.html

Юпитер. Газовый гигант движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов близ Марса и звезды альфа Весов. Юпитер наблюдается на утреннем небе около пяти часов. Угловой диаметр планеты достигает 35,4 секунд дуги при блеске около -1,8m и расстоянии от Земли, уменьшающемся от 5,67 до 5,57 а.е.. В небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали, а также покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой. Конфигурации спутников Юпитера имеются в КН на январь. Космические исследования - Галилео. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/jupiter2018.html

Сатурн. Окольцованная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца. Сатурн можно наблюдать на фоне утренней зари около часа. Блеск планеты имеет значение +0,5m, а угловой диаметр - около 15,5 секунд дуги. В телескоп видно кольцо планеты и самый яркий спутник Титан (8m). Расстояние от Земли до Сатурна уменьшается за неделю от 10,93 до 10,87 а.е. Космические исследования - Кассини. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/saturn2018.html

Уран. Планета (m= +5,9, d= 3,4 угл. сек.) движется в одном направлении с Солнцем в созвездии Рыб (у границ с созвездием Кита и Овна) близ звезды омикрон Psc (4,2m). Уран виден вечером и ночью. Для рассмотрения диска планеты понадобится телескоп с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Невооруженным глазом планету можно наблюдать на темном безлунном небе. Расстояние между Землей и Ураном увеличивается за неделю от 19,98 до 20,09 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/uranus2018.html

Нептун. Планета (m= +7,9, d= 2,3 угл. сек.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Нептун наблюдается в вечернее время. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Нептуном увеличивается от 30,68 до 30,74 а.е. за неделю. Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/neptune2018.html

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (близ трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии около 34 а.е. от Земли. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты .

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата          a(2000.0)      d(2000.0)     r      delta   m  elon.   V      PA  сon.
Церера (1)
25 Jan 2018   9h18m02.40s  +29 21.570'  2.573   1.610  6.9 164.7  34.75 304.0 Cnc
29 Jan 2018   9h14m25.12s  +29 51.770'  2.571   1.604  6.9 166.4  35.23 301.2 Cnc
Паллада (2)
25 Jan 2018   2h46m39.39s  -21 38.150'  2.342   2.175  8.9  87.1  41.34  43.7 Eri
29 Jan 2018   2h50m06.21s  -20 49.740'  2.334   2.206  8.9  84.9  44.06  46.0 Eri
Веста (4)
25 Jan 2018  16h13m45.88s  -15 32.664'  2.182   2.491  7.8  60.5  68.97  99.4 Sco
29 Jan 2018  16h21m15.55s  -15 49.937'  2.179   2.447  7.7  62.7  68.01  98.7 Sco
Ирида (7)
25 Jan 2018   2h41m18.12s  +16 22.073'  1.879   1.465  9.0  98.3  57.98  80.7 Ari
29 Jan 2018   2h47m47.49s  +16 37.643'  1.884   1.510  9.1  95.8  60.29  80.4 Ari
Флора (8)
25 Jan 2018   6h29m38.40s  +23 03.176'  2.056   1.133  9.0 152.1  26.14 294.7 Gem
29 Jan 2018   6h27m10.77s  +23 20.009'  2.063   1.163  9.1 147.5  21.14 298.6 Gem
Массалия (20)
25 Jan 2018   5h14m20.26s  +21 54.181'  2.067   1.252  9.4 134.7   2.57 282.5 Tau
29 Jan 2018   5h14m21.44s  +21 55.456'  2.066   1.285  9.5 130.6   3.07  70.2 Tau

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится всемирное. На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2018 год с общим обзором звездного неба и явлений января месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на январь, Астрономическом календаре на 2018 год, Астрономическом календаре - справочнике и календаре Сalsky .

22 января, утро - Окончание видимости Меркурия в средних широтах.

23 января, вечер - Луна (Ф= 0,4+) близ Урана

24 января, 22 часа 20 минут - Луна в фазе первой четверти.

25 января,11 часов 00 минут - Меркурий в афелии своей орбиты.

26 января, ночь - Астероид Партенопа в противостоянии с Солнцем (10m).

27 января, 10 часов 10 минут - Покрытие Луной (Ф= 0,77+) звезды Альдебаран при видимости в Сибири и на Дальнем Востоке страны.

28 января, утро - Долгопериодическая переменная звезда Т Центавра близ максимума блеска (5m).

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Старлаб, Метеовеб, Большая Вселенная и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид юго-восточной и южной части полуночного неба 25 января в городах на широте Москвы.

Вид юго-восточной и южной части неба за час до восхода Солнца 25 января в городах на широте Москвы.

Вид южной и юго-западной части неба через час после захода Солнца 25 января в городах на широте Москвы.

Источники: Календарь Наблюдателя N01 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), http://saros70.narod.ru/ (календарь), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 (Астрономический календарь справочник от 1901 до 2100 года), http://www.calsky.com/ (он-лайн календарь), http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

Публикации с ключевыми словами: астрономическая неделя - любительская астрономия - небо - невооруженным глазом