Астрономическая неделя с 27 ноября по 3 декабря 2017 года Астрономическая неделя с 27 ноября по 3 декабря 2017 года
23.10.2017 17:01 | Александр Козловский

На данной неделе 27 ноября произойдет покрытие Луной (Ф= 0,55+) планеты Нептун при видимости в Антарктиде, а на следующий день Меркурий пройдет в 3 гр. к югу от Сатурна. 29 ноября долгопериодическая переменная звезда RT Лебедя достигнет максимума блеска (6m), а Марс пройдет в 3 гр. к северу от Спики. 30 ноября Луна (Ф= 0,86+) окажется близ Урана, а в первый день зимы произойдет покрытие Луной (Ф= 0,94+) звезды мю Кита (4,3m) при видимости в России и СНГ (кроме Севера и северо-запада страны). В этот же день астероид (349) Дембовска (9,6m) вступит в противостояние с Солнцем. В конце недели Меркурий пройдет точку стояния с переходом к попятному движению, а Луна в фазе полнолуния покроет звезды скопления Гиады и Альдебаран при видимости на севере Европейской части России и в азиатской части страны.

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы уменьшается к концу недели до 12 градусов, а долгота дня на той же широте - до 7 часов 25 минут. Видимый диаметр Солнца за описываемый период увеличится до 32,43 минут дуги, а движется оно по созвездию Скорпиона, 29 ноября переходя в созвездие Змееносца. Вид поверхности Солнца на текущее время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу полнолуния 3 декабря. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Водолея, Рыб, Овна и Тельца, изменяя фазу от 0,5+ до 1,0 и увеличивая склонение, а также высоту верхней кульминации. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Водолея. Здесь Луна покроет Нептун при фазе 0,55+ при видимости в Антарктиде, закончив на этом серию покрытий. Следующая серия покрытий Нептуна Луной начнется в 2023 году. Границу созвездия Рыб Луна пересечет 28 ноября при фазе 0,68+, а 29 ноября посетит созвездие Кита. Свой путь по ноябрьскому небу Луна закончит в созвездии Рыб близ Урана, увеличив фазу до 0,9+. Посетив в первый день зимы созвездие Кита, ночное светило пройдет по южной части созвездия Овна, а затем (2 декабря) перейдет в созвездие Тельца при фазе 0,97+. Здесь 3 декабря произойдет очередное покрытие Луной (Ф= 1,0) звезд скопления Гиады и Альдебарана при видимости восточнее линии Мурманск-Оренбург. В это время ночное светило будет находиться в фазе полнолуния близ перигея орбиты (4 декабря). Фаза Луны на текущий момент. Фазы Луны на будущее.

Из планет Солнечной системы: Меркурий можно найти на фоне вечерней зари, Марс наблюдается в утренние часы, Венера и Юпитер видны на фоне утренней зари, Сатурн можно наблюдать в вечерних сумерках, а Уран и Нептун видны в вечернее и ночное время. Подробные эфемериды планет и карты движения даются в печатной версии Астрономического календаря на 2017 год . Эфемериды планеты на каждый день имеются также на http://astropixels.com/ephemeris/ephemeris.html

Из комет хвостатая странница C/2017 O1 (ASASSN1) при блеске слабее 10m движется по созвездию Цефея. Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в КН на ноябрь и КН на декабрь, а на другие периоды - в Астрономическом календаре на 2017 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов наиболее яркими и удобными для наблюдений на данной неделе будут иметь: Церера (8,0m) в созвездии Льва, Паллада (8,3m) в созвездии Печи и Ирида (7,7m) в созвездии Овна.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнет RT Лебедя 7,3m - 29 ноября.

Из основных метеорных потоков наиболее активны альфа Моноцеротиды, Пуппиды-Велиды и Леониды .

Некоторые близкие пары светил: Луна - Нептун, Луна - Уран, Луна - Альдебаран, Венера - Юпитер, Юпитер - Спика, Марс - Спика, Веста - Регул, Сатурн - Антарес, Меркурий - Антарес, Уран - омикрон Рыб, Нептун - лямбда Водолея, Ирида - альфа Овна.

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод . Видеокалендарь на месяц http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно учитывать, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени!

Это интересно! Предыдущее полное солнечное затмение имело место: 27 ноября - в 1304 году, 28 ноября - в 1285 году, 29 ноября - в 1807 году, 30 ноября - в 1872 году, 1 декабря - в 1480 году, 2 декабря - в 1518 году, 3 декабря - в 0978 году. Больше всего (за прошедшие две тысячи лет) полных затмений в эти дни было 30 ноября (8 затмений!), а меньше всего - 27 и 29 ноября, а также 1 и 2 декабря (по 2 затмения). Your Guide to the 2017 Total Solar Eclipse

Астрономические явления прошлого и текущего столетий имеются в Астрономическом календаре - справочнике на Астронет http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 .

Меркурий. Планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца, в конце недели меняя движение на попятное. Меркурий находится на вечернем небе (при элонгации 17 градусов к концу недели). Наблюдать его можно низко над юго-западным горизонтом. Угловые размеры планеты увеличиваются до 8,5 секунд дуги при блеске около -0m и фазе около 0,4. Расстояние между Меркурием и Землей уменьшается к концу недели от 0,95 до 0,8 а.е. Положения планеты во время всех элонгаций 2017 года имеются в Астрономическом календаре на 2017 год, а для 2018 года - в Астрономическом календаре на 2018 год. Космические исследования - Мессенджер. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mercury2017.html

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов, в конце недели переходя в созвездие Скорпиона. Утренняя звезда видна в лучах восходящего Солнца. Угловое расстояние Венеры от Солнца уменьшается за неделю от 10,5 до 9 градусов. Видимый диаметр планеты придерживается значения 10 угловых секунд, а блеск составляет -3,9m при фазе около 1. Расстояние между Землей и Венерой увеличивается за неделю от 1,67 до 1,68 а.е. Космические исследования - Венера-Экспресс. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/venus2017.html

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы. Марс можно наблюдать в утренние часы у восточного и юго-восточного горизонта. Блеск планеты составляет +1,7m, а видимый диаметр - около 4 секунды дуги. В телескоп с большим увеличением можно рассмотреть диск с наиболее крупными деталями. Расстояние между Марсом и Землей уменьшается до 2,19 а.е. Космические исследования - MSL Curiosity. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mars2017.html

Юпитер. Газовый гигант движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов. Юпитер наблюдается на фоне утренней зари. Угловой диаметр планеты достигает 31,5 секунды дуги при блеске около -1,7m и расстоянии от Земли 6,27 а.е. в конце недели. В небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали, а также покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой. Конфигурации спутников Юпитера имеются в КН на ноябрь и КН на декабрь. Космические исследования - Галилео. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/jupiter2017.html

Сатурн. Окольцованная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца. Сатурн можно наблюдать вечером у юго-западного горизонта. Блеск планеты имеет значение +0,5m, а угловой диаметр - около 15,5 секунд дуги. Из-за низкого положения над горизонтом изображение Сатурна в поле зрения телескопа замывается атмосферными потоками. Тем не менее, можно наблюдать и кольцо (при наклоне к наблюдателю под углом 27 градусов), а из спутников наиболее доступен Титан (8,0m). Расстояние от Земли до Сатурна увеличивается за неделю до 11,0 а.е. Космические исследования - Кассини. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/saturn2017.html

Уран. Планета (m= +5,7, d= 3,6 угл. сек) движется попятно в созвездии Рыб (у границ с созвездием Кита и Овна) близ звезды омикрон Psc (4,2m). Уран виден вечером и ночью. Карта пути планеты в течение года. Для рассмотрения диска планеты понадобится телескоп с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Невооруженным глазом планету можно наблюдать на темном безлунном небе (лучше всего близ верхней кульминации). Расстояние между Землей и Ураном увеличивается до 19,22 а.е. в конце недели.. Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/uranus2017.html

Нептун. Планета (m= +7,9, d= 2,3 угл. сек.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Нептун наблюдается вечером и ночью. Карта пути планеты в течение года. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Нептуном увеличивается до 29,93 а.е. (к концу недели). Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/neptune2017.html

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (близ трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии 34,25 а.е. от Земли к концу недели. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты .

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http:a href=. /span/span//galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата          a(2000.0)      d(2000.0)     r      delta   m  elon.   V      PA  сon.
Церера (1)
26 Nov 2017  09h25m20.15s  +22 58' 13.6"  2.597   2.129  8.1 107.1  24.22  74.9 Leo
 1 Dec 2017  09h28m26.46s  +23 12' 36.6"  2.594   2.066  8.0 111.4  21.02  67.3 Leo
Паллада (2)
26 Nov 2017  02h43m50.20s  -28 07' 07.7"  2.476   1.753  8.3 127.1  24.26 253.4 For
 1 Dec 2017  02h40m33.16s  -28 15' 44.7"  2.464   1.777  8.4 123.7  20.11 265.2 For
Веста (4)
26 Nov 2017  14h17m03.40s  -08 14' 11.5"  2.222   3.030  7.9  29.3  76.30 108.6 Vir
 1 Dec 2017  14h26m48.61s  -09 02' 07.3"  2.219   2.995  7.9  31.8  76.07 108.0 Lib
Ирида (7)
26 Nov 2017  01h50m34.05s  +17 28' 39.5"  1.834   0.922  7.5 147.7  19.29 194.1 Ari
 1 Dec 2017  01h50m22.35s  +16 53' 46.0"  1.835   0.952  7.7 142.6  16.22 173.0 Ari
Флора (8)
26 Nov 2017  07h22m09.98s  +18 09' 24.3"  1.958   1.139  9.1 134.0   8.57 317.8 Gem
 1 Dec 2017  07h20m51.05s  +18 23' 55.2"  1.965   1.109  9.0 139.4  15.37 302.1 Gem
Массалия (20)
26 Nov 2017  06h01m32.99s  +22 26' 05.9"  2.090   1.160  9.1 153.3  23.44 266.7 Gem
 1 Dec 2017  05h57m47.65s  +22 23' 23.0"  2.087   1.135  8.9 159.2  28.61 267.2 Ori
Nysa (44)
26 Nov 2017  02h21m21.04s  +07 28' 46.0"  2.242   1.326  9.9 151.2  26.53 260.2 Cet
 1 Dec 2017  02h18m09.67s  +07 22' 05.4"  2.234   1.351 10.0 145.5  21.26 264.2 Cet
Dembowska (349)
26 Nov 2017  04h30m46.03s  +29.47353 deg  2.738   1.761  9.6 169.8  34.30 272.9 Tau
 1 Dec 2017  04h25m35.78s  +29 30' 33.2"  2.742   1.762  9.6 172.2  33.81 270.6 Tau

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного
тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится московское =UT+3часа (всемирное время UT указывается отдельно). На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2017 год с общим обзором звездного неба и явлений ноября и декабря месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на ноябрь, КН на декабрь, Астрономическом календаре на 2017 год, Астрономическом календаре - справочнике, календаре Сalsky и в Альманахе .

27 ноября, 06 часов 00 минут (UT) - Покрытие Луной (Ф= 0,55+) планеты Нептун при видимости в Антарктиде.

28 ноября, 12 часов 25 минут (UT) - Максимальная западная либрация Луны (Ф= 0,68+) 7,7 градусов.

29 ноября, ночь - Долгопериодическая переменная звезда RT Лебедя близ максимума блеска (6m).

30 ноября, вечер - Луна (Ф= 0,9+) близ Урана.

01 декабря, 19 часов 45 минут - покрытие Луной (Ф= 0,94+) звезды мю Кита (4,3m) при видимости в России и СНГ (кроме Севера и северо-запада страны).

02 декабря, вечер - Луна (Ф= 0,97+) близ Гиад и Плеяд.

03 декабря, 16 часов 10 минут - Покрытие Луной (Ф= 1,0) Альдебарана при видимости на севере Европейской части России и в азиатской части страны.

03 декабря, 18 часов 47 минут - Полнолуние.

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Старлаб, Метеовеб, Большая Вселенная и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид восточной и юго-восточной части полуночного неба 30 ноября в городах на широте Москвы.

Вид восточной и юго-восточной части неба за час до восхода Солнца 30 ноября в городах на широте Москвы.

Вид южной и юго-западной части неба через час после захода Солнца 30 ноября в городах на широте Москвы.

Источники: Календарь Наблюдателя N11 и 12 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), http://saros70.narod.ru/ (календарь), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 (Астрономический календарь справочник от 1901 до 2100 года), http://www.calsky.com/ (он-лайн календарь), http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

Публикации с ключевыми словами: астрономическая неделя - любительская астрономия - небо - невооруженным глазом