Девять планет

Земля

Земля - третья планета от Солнца, по величине она пятая среди планет Солнечной системы:

орбита:   Земли удалена от Солнца на
                  149,600,000.0 км  (1.00 АЕ)
        диаметр:       12,756.3 км
        масса:       5.9736e24 кг
Земля это единственная планета, чье название происходит не от Греческой или Римской мифологии. Она получила свое имя из древнего Английского или Немецкого языка. Конечно же, существует множество разных названий этой планеты в других языках. Например, в Римской мифологии, богиней Земли была Телуза (Tellus) - богиня плодородия (В Греческой Мифологии: Гея (Gaia), terra mater - Мать Земля).

Только во времена Коперника ( в шестнадцатом веке) было установлено, что Земля - всего лишь одна из планет.

Землю, конечно, исследуют без помощи космических аппаратов. Но хорошо изучить Землю было невозможно вплоть до двадцатого века, потому что у ученых не было полной карты планеты. Изображения планеты, полученные из космоса, необычайно красивы и имеют огромное значение, например, они помогают составлять прогнозы погоды, прослеживать и предсказывать ураганы.

Земля состоит из нескольких слоев, имеющих различные химические и сеисмические свойства (глубины в км):

0-  40 Земная кора
            40- 400 Верхняя мантия
           400- 650 Переходная зона
           650-2700 Нижняя мантия
          2700-2890 D''-слой
          2890-5150 Внешнее ядро
          5150-6378 Внутреннее ядро
Толщина Земной коры распределяется неравномерно, в океанах, например, она достигает минимальных размеров, зато под материками значительно увеличивается. Внутреннее ядро и земная кора - твердые; а внешнее ядро и мантия - пластичные, полужидкие. Слои отделяются друг от друга, так называемыми границами, которые видны на сейсмограммах. Наиболее известная из них это граница Мохоровичича (Mohorovicic) расположенная между земной корой и верхней мантией.

Наибольшую часть массы Земли составляет мантия, вторая по величине часть - ядро. Обитаемая часть Земли составляет лишь малейшую долю всей планеты:

атмосфера       = 0.0000051 x 1024 кг
            океаны          = 0.0014    x 1024 кг
            земная кора     = 0.026     x 1024 кг
            мантия          = 4.043     x 1024 кг
            внешнее ядро    = 1.835     x 1024 кг
            внутреннее ядро = 0.09675   x 1024 кг

Вероятно, что ядро состоит главным образом из железа (или никеля), хотя возможно, что в нем могут присутствовать и более легкие элементы. В центре ядра температура может превышать 7500 К, оно горячее чем поверхность Солнца! Нижний слой мантии состоит главным образом из кремния, магния, кислорода, железа, кальция, алюминия. Химический состав верхнего слоя мантии: в основном оливин, пироксен (железно/магниевые силикаты), кальций, алюминий. Основную часть этих сведений мы смогли получить только благодаря сейсмическим исследованиям -- некоторые образцы вещества верхней мантии достигают поверхности Земли в виде лавы во время извержения вулканов, но большая часть земных недр недоступна. Кора в основном состоит из кварца (диоксида кремния) и других силикатов подобных полевому шпату. Химический состав Земли в целом (по массе) выглядит так:

34.6%  Железо
            29.5%  Кислород
            15.2%  Кремний
            12.7%  Магний
             2.4%  Никель
             1.9%  Сера
             0.05% Титан

Земля самое плотное из больших тел Солнечной Системы.

Другие планеты Земной группы, вероятно, имеют похожую структуру и состав, конечно с некоторыми отличиями: у Луны самое маленькое ядро; у Меркурия ядро слишком большое (относительно его диаметра); мантии Марса и Луны намного толще земной; возможно у Меркурия и Луны нет химический выделенной коры и, по-видимому, только у Земли выделяется внутреннее ядро. Отметим, однако, что наши знания внутреннего строения планет являются еще более теоретическими, чем знание структуры Земли.

В отличие от других планет земной группы, кора Земли разделена на несколько твердых плит, которые достаточно независимо плавают по поверхности горячей мантии. Их поведение описывается теорией тектонических плит. Оно характеризуются двумя главными процессами: раздвижением и субдукцией. Раздвижение происходит, когда две плиты удаляются друг от друга, а поступающая снизу магма образует новую кору. Субдукция имеет место, когда две плиты сталктваются друг с другом, край одной из них подминает под себя край другой, который начинает растворяться в мантии. Существуют также поперечные движение на границах некоторых плит (например, Разлом Сан Андреса в Калифорнии) и столкновения между континентальными плитами (например, Индия и Евразия). Сегодня за Земле существуют восемь больших плит:

Кроме этого также существует около двадцати более мелких плит, таких как Аравийская, Кокосовая, Филиппинская. На их границах землетрясения являются обычными явлениями. На карте справа места землятресений (красные тосчки) делают границы плит ясно видимыми.

Поверхность Земли очень молодая. За достаточно короткий (по астрономическим стандартам) период порядка 500,000,000 лет эрозия и тектонические процессы разрушили и преобразовали большую часть Земной поверхности, из-за чего были уничтожени почти все следы предыдущей геологической истории земной поверхности (например, следы метеорных кратеров). Более ранняя история Земли была фактически полностью стерта. Земле примерно 4.5-4.6 миллиарда лет, однако самые старые известные породы имеют возраст 4 миллиарда лет, а породы старше 3 миллиардов лет встречаются крайне редко. Самые древние окаменелостей возникли из организмов живших менее 3.9 миллиарда лет назад. И у нас нет никаких сведений о периоде зарождения жизни на Земле.

71 процент всей поверхности Земли покрыт водой. Земля единственная планета на поверхности которой вода может существовать в жидком состоянии, (хотя может быть удастся найти жидкий этан или метан на поверхности Титана, а вода жидкую воду -- под поверхностью Европы). Вода, безусловно, необходима для существования тех форм жизни на Земле, которые мы знаем. Участие океанов в обмене теплом также очень важно для поддержания на Земле относительно постоянной температуры. Вода, также участвует в большинстве эрозионных процессов и в формировании погоды на континентах Земли. В Солнечной системе сегодня водная эррозия действует только на Земле (не исключено, что подобное происходило в прошлом на Марсе).

Атмосфера Земли на 77% состоит из азота, на 21% из кислорода, с небольшим количеством аргона, углекислого газа и воды. Возможно, что во времена формирования Земли в ее атмосфере присутствовало существенно большее количество углекислого газа, но к сегодняшнему дню он почти полностью связан в карбонатных осадочных породах, растворен в океанах или потреблен живыми растениями. Тектонические и биологические процессы создали непрерывный круговорот углекислого газа из атмосферы в различные "ракушки" и обратно. Небольшое количество углекислого газа постоянно присутствующего в атмосфере очень важно для поддержания постоянной температуы земной поверхности посредством парникового эффекта. Парниковый эффект поднимает среднюю температуру на поверхности Земли примерно на 35 градусов C, (от сильного мороза -21 С до приятных +14 С). Без него океаны замерзли бы и жизнь, в той форме в какой она сегодня существует на Земле, былы бы невозмлжна.

Наличие в атмосфере свободного кислорода поразительно с химической точки зрения. Кислород - очень химически активный газ и при "нормальных" условиях давно должен был вступить в реакцию с другими элементами. Кислород в атмосфере Земли образуется и постоянно пополнятесяся биологическими процессам. Без жизни на Земле не было бы и кислорода.

Взаимодействие Земли с Луной замедляет вращение Земли более чем на две миллисекунды в столетие. Современные исследования показывают, что около 900 миллионов лет в году было 481 18-ти часовых дней.

Земля обладает умеренным по величине магнитным полем, создаваемым электрическими токами теущими в ее в ядре. Взаимодействие солнечного ветра с магнитным полем Земли и верхними слоями атмосферы, вызывает появление полярных сияний (смотри межпланетная среда). Переменность этих факторов вызывает движение магнитных полюсов относительно поверхности Земли, и даже смену полярности земного поля. В настоящее время северный магнитный полюс расположен на севере Канады. (Геомагнитный северный полюс это место земной поверхности расположенное над южным полюсом магнитного поля Земли (см. диаграмму).

Взаимодействие магнитного поля Земли с солнечным ветром приводит также к образованию радиационных поясов (или поясов Ван Аллена) -- двух захваченых магнитным полем колец ионизированного газа (плазмы) на орбите вокруг Земли. Внешний радиационный пояс располагается на высотах от 19,000 км до 41,000 км; внутренний радиационный пояс -- между 7,600 и 13,000 км.

Спутник Земли