Девять планет

Меркурий

Меркурий ближайшая к Солнцу и восьмая по величине планета. Меркурий меньше в диаметре чем Ганимед и Титан, но более массивный.
        орбита:    57,910,000 км (0.38 АЕ) от Солнца
        диаметр:        4,880 км
        масса:        3.30e23 кг
В Римской мифологии Меркурий это бог торговли, путешествий и воровства. Меркурий был известен науке еще со времен Самаритян (3-е тысячелетие до н.э). В Древней Греции он имел два имени: Аполлон для утренней видимости и Гермес для вечерней. Греческие астрономы знали, однако, что эти два имени соответствуют одному и тому же небесному телу. Гераклит считал, что Меркурий и Венера вращаются вокруг Солнца, а не Земли.

Греческой мифологии ему соответствует бог Гермес, посланник Богов. Возможно, планета получила свое название из-за своего быстрого движения по небу.

Меркурий посещался только одной межпланетной станцией, Mariner 10. Она облетала его три раза с 1974 по 1975. Только 45% поверхности было картографировано (к сожалению он находится слишком близко к Солнцу для получения хороших изображениих на космическом телескопе Хаббла).

Орбита Меркурия обладает заметным эксцентриситетом; в перигелии она составляет всего лишь 46 миллионов км от Солнца, а в афелии она 70 миллионов. Перигелий орбиты очень медленно прецессирует вокруг Солнца. Астрономы 19-ого века вели внимательные наблюдения за орбитальными параметрами Меркурия, но не могли дать им точного объяснения, используя Ньютоновскую механику. Небольшие различия между наблюдаемыми и вычисленными значениями были маленькой, но не дающей покоя проблемой на многие десятилетия. Чтобы объяснить это несоответствие, считали, что на орбите около Меркурия существует другая планета (иногда называемая Вулкан). Настоящий ответ на этот вопрос был намного эффектнее: Общая Теория Относительности Эйнштейна! Правильное предсказание движения Меркурия сыграло важную роль в становлении этой теории.

До 1962 считалось, что длина дня на Меркурии совпадает с длиной его года, так, чтобы одна сторона постоянно была обращена к Солнцу, также как Луна обращена к Земле. Но радарные наблюдения доплеровского сдвига доказали в 1965 году ложность этого утверждения. Сейчас достоверно известно, что Меркурий совершает три оборота вокруг своей оси за два года. Меркурий это единственное тело в солнечной системе, о котором известно, что его орбитально/вращательный резонанс отличается от 1:1.

Этот факт и большой эксцентриситет Меркурианской орбиты создают очень странный эффект для наблюдателя на поверхности Меркурия. На некоторых долготах наблюдатель видел бы восход Солнца, которое затем, увеличиваясь в размерах, медленно двигалось бы к зениту. Там Солнце останавливалось бы, и быстро изменяло направление движения по небу на противоположное. Заме Солнце остановилось бы еще раз перед тем как снова начать свое движение к горизонту, сопровождающееся уменьшением его видимого размера. За это время звезды совершили бы три оборота. Наблюдатели в других точках Меркурианской поверхности видели бы другие, но не менее причудливые движения.

Изменения температуры на Меркурии самые большие в солнечной системе и находятся в пределах от 90 K до 700 K. Температура на Венере немного больше, но гораздо стабильнее.

Меркурий во многом сходен с Луной: его поверхность изрыта кратерами и очень стара; там отсутствуют тектонические плиты. С другой стороны Меркурий значительно плотнее Луны (5.43 г/см3 против 3.34 г/см3 у Луны). Меркурий второе по плотности большое тело в солнечной системе после Земли. Высокая плотность Земли частично объясняется гравитационным сжатием, если бы не это, то Меркурий был бы плотнее Земли. Данный факт указывает на то, что плотное железное ядро у Меркурия больше Земного, и возможно составляет большую часть планеты. Из-за этого Меркурий имеет относительно тонкую силикатную мантию и кору.

Основное место внутри Меркурия занимает большое железное ядро радиусом 1800-1900 км. Толщина поверхностных силикатных оболочек (аналогичные Земной мантии и коре) составляет 500-600 км. По крайней мере часть ядра вероятно расплавлена.

Меркурий обладает очень тонкой атмосферой, состоящей из атомов выбитых из его поверхности солнечным ветром. Поскольку Меркурий очень горячий, эти атомы быстро уходят в космическое пространство. Таким образом, в отличие от Земли и Венеры, чьи атмосферы устойчивы, атмосфера Меркурия постоянно обновляется.

На поверхности Меркурия видны огромные откосы, некоторые до сотен километров длиной и более трех километров высотой. Некоторые из этих обрывов пересекают кратеры и другие детали рельефа таким оьразом, что позволяет сделать вывод о их происхождении в результате сжатия. Можно считать, что площадь поверхности Меркурия сократилась на 0.1% (или, что радиус планеты уменьшилмя на 1 км).

Одной из самых больших деталей поверхности Меркурия является Caloris Basin (справа). Он около 1300 км в диаметре и подобен большим бассейнам (морям) на Луне. Как и моря на Луне он образовался в результате сильного столкновения на заре образования солнечной системы. Это же столкновение, по-видимому, ответственно за необычный ландшафт строго на противоположной стороне планеты (слева).

Кроме сильно изрытой кратерами поверхности Меркурий имеет также относительно гладкие равнины. Некоторые из них могли образоваться в результате древней вулканической активности.

Повторный анализ данных полученных Mariner свидетельствует о недавней вулканической активности на Меркурии. Однако для подтверждения этого факта необходимо больше данных.

Удивительно, но радарные наблюдения северного полюса Меркурия (регион не картографированный Mariner 10) показывают присутствие водяного льда в тени некоторых кратеров.

Меркурий имеет небольшое магнитное поле, напряженность которого составляет около 1% Земного.

У Меркурия нет известных спутников.

Mеркурий можно наблюдать в бинокль или невооруженным глазом, но он всегда находится близко к Солнцу и поэтому его трудно увидеть на сумеречном небе. Существует несколько сайтов которые показывают текущее положение Меркурия (и других планет) на небе. Более детальные и настроенные карты могут быть созданы при помощи программ-планетариев таких как Звездная Ночь (Starry Night).

Подробнее о Меркурии