Астрономическая неделя с 6 по 12 мая 2024 года Астрономическая неделя с 6 по 12 мая 2024 года
3.05.2024 11:19 | Александр Козловский

Вопрос недели. Кто первым пришел к выводу, что видит обратную сторону Луны?

Ответы можно давать в комментариях к данной страничке.

На данной неделе 6 мая наступит максимум действия метеорного потока эта_Аквариды (ZHR= 40) из созвездия Водолея, Луна (Ф= 0,05-) пройдет севернее Меркурия, а комета PANSTARRS (C/2021 S3) пройдет близ звезды альфа Лебедя. 7 мая Луна (Ф= 0,01-) пройдет севернее Венеры. 8 мая Луна (Ф= 0,01+) пройдет севернее Урана и Юпитера, а также произойдет покрытие Луной (Ф= 0,01+) Плеяд (видимость в Латинской Америке). 9 мая Луна (Ф= 0,03+) пройдет севернее Гиад и Альдебарана, а Меркурий достигнет максимальной западной (утренней) элонгации 26 градусов. 11 мая будет иметь место максимальная восточная либрация Луны по долготе 6,2 гр., а при фазе 0,13+ лунный серп пройдет точку максимального склонения к северу от небесного экватора. 12 мая будет иметь место максимальная южная либрация Луны по широте 6,7 гр. Кроме этого, начинается период появления серебристых облаков на фоне утренних и вечерних сумерек.

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы увеличивается от 51 до 52 градусов, а долгота дня на той же широте - до 16 часов 05 минут. Видимый диаметр Солнца уменьшается от 31,71 до 31,66 минут дуги, а движется оно по созвездию Овна. Данные о Солнце на текущее время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу новолуния 8 мая. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Рыб, Овна, Тельца и Близнецов, изменяя фазу от 0,07- до 0,26+ и увеличивая склонение, а также высоту верхней кульминации. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Рыб. Здесь 6 мая Луна пройдет севернее Меркурия при фазе 0,05-. В этот же день тонкий месяц (Ф= 0,02-) перейдет в созвездие Овна, а 7 мая пройдет севернее Венеры при фазе 0,01-. В созвездии Овна 8 мая Луна примет фазу новолуния и перейдет на вечернее небо. В этот день молодой месяц пройдет севернее Урана, а затем (вступив в созвездие Тельца) севернее Юпитера. 8 мая тонкий серп (Ф= 0,01+) покроет Плеяды при видимости в Латинской Америке. 9 мая Луна (Ф= 0,03+) будет наблюдаться севернее Гиад и Альдебарана. 11 мая лунный серп (Ф= 0,12+) вступит в созвездие Близнецов, где на следующий день пройдет севернее Весты. Фазы Луны на данное время и на будущее.

Из планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Марс, Сатурн и Нептун находятся на утреннем небе (лучшая видимость в южных широтах), а Юпитер и Уран заканчивают вечернюю видимость. Подробные эфемериды и карты движения больших планет имеются в Астрономических календарях на ближайшие годы. Эфемериды Солнца, Луны и планет на каждый день - http://astropixels.com/.

Из комет хвостатая странница P/Pons-Brooks (12P) движется к югу по созвездию Эридана при блеске около 5m, а комета PANSTARRS (C/2021 S3) перемещается к северу по созвездию Лебедя при блеске около 9m. Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в Календаре наблюдателя на ближайшие месяцы, а на другие периоды - в Астрономических календарях на ближайшие годы. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений - на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов наиболее яркими на данной неделе будут: Веста (около 8m) в созвездии Близнецов и Церера (около 8m) в созвездии Стрельца.

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно учитывать, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени!

Обзор интересных явлений от Андрея Климковского имеется на Астрофоруме в теме Астрономические наблюдения.

Сведения об астрономических явлениях прошлого и текущего столетий можно найти в Астрономическом календаре-справочнике на Астронет http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 .

Меркурий. Планета имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Рыб. Меркурий находится на утреннем небе (лучшая видимость в южных широтах). 9 мая быстрая планета достигает максимальной элонгации 26 градусов к западу от Солнца. Блеск Меркурия увеличивается от +0,7m до +0,3m, видимый диаметр уменьшается от 9 до 8 секунд дуги, а фаза увеличивается до 0,47. Расстояние между Меркурием и Землей увеличивается от 0,77 до 0,88 а.е.. Положения планеты во время всех максимальных элонгаций 2024 года имеются в Астрономическом календаре на 2024 год. Космические исследования - Мессенджер. Эфемериды планеты на каждый день .

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Овна. Венера находится на утреннем небе (не видна). Элонгация планеты уменьшается до 6 градусов к западу от Солнца, а видимый диаметр составляет около 10 угловых секунд. Блеск Венеры имеет значение около -4m при фазе около 1. Расстояние между Землей и Венерой составляет около 1,72 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс. Эфемериды планеты на каждый день .

Марс. Загадочная планета имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Рыб и Кита. Марс находится на утреннем небе (лучшая видимость в южных широтах). Блеск планеты составляет +1m, а видимый диаметр - около 5 секунд дуги. Расстояние между Марсом и Землей уменьшается от 1,96 до 1,93 а.е.. Космические исследования - MSL Curiosity. Эфемериды планеты на каждый день .

Юпитер. Газовый гигант имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Тельца. Юпитер не виден. Видимый диаметр планеты составляет около 33 секунд дуги при блеске -2m и расстоянии от Земли около 6,02 а.е.. Большие спутники Юпитера видны уже в бинокль. В небольшой телескоп (в период видимости) можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали. Покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой наиболее хорошо видны в период противостояния. Конфигурации и явления (прохождения и покрытия) в системе спутников Юпитера имеются в Календаре наблюдателя на ближайшие месяцы. Космические исследования - Галилео. Эфемериды планеты на каждый день .

Сатурн. Окольцованная планета движется в одном направлении с Солнцем, перемещаясь по созвездию Водолея. Сатурн находится на утреннем небе. Блеск планеты составляет +1,1m, а угловой диаметр - около 16 секунд дуги. В телескоп видно кольцо планеты. Спутник Сатурна Титан (8m) можно увидеть даже в бинокль, а другие относительно яркие спутники планеты - в телескоп с диаметром объектива от 60мм (лучше всего в период противостояния). Расстояние от Земли до Сатурна уменьшается от 10,18 до 10,08 а.е.. Космические исследования - Кассини. Эфемериды планеты на каждый день .

Уран. Планета (m= +6, d= 3,4 угл. сек.) имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Овна близ Юпитера. Уран заканчивает вечернюю видимость. Расстояние между Землей и Ураном составляет около 20,60. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Невооруженным глазом планета лучше всего наблюдается вблизи противостояния в безлунные ночи. Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день .

Нептун. Планета (m= +8, d= 2,3 угл. сек.) движется в одном направлении с Солнцем, перемещаясь по созвездию Рыб. Нептун находится на утреннем небе. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Нептуном уменьшается от 30,58 до 30,49 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день.

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Козерога на расстоянии около 35 а.е. от Земли. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - в журнале Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru ( разная астроинформация и журнал Небосвод )

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата          a(2000.0)      d(2000.0)     r      delta   m  elon.   V      PA  сon.
Церера (1)
 6 May 2024  19h32m27.82s  S24 33' 11.0"  2.859   2.287  8.4 114.6  12.11 130.0 Sgr
11 May 2024  19h33m32.90s  S24 49' 23.2"  2.862   2.229  8.3 119.3  10.09 150.7 Sgr
Паллада (2)
 6 May 2024  16h38m05.74s  N24 17' 46.9"  2.923   2.153  9.0 131.8  34.95 315.2 Her
11 May 2024  16h34m23.05s  N25 03' 33.6"  2.934   2.154  9.0 132.6  34.12 308.0 Her
Юнона (3)
 6 May 2024  10h35m41.73s  N10 42' 05.8"  2.841   2.321 10.2 110.9  13.60  84.0 Leo
11 May 2024  10h37m47.19s  N10 43' 11.3"  2.853   2.397 10.3 106.5  17.03  91.6 Leo
Веста (4)
 6 May 2024   6h50m28.43s  N24 45' 35.1"  2.499   2.922  8.3  55.8  56.16  92.4 Gem
11 May 2024   6h58m46.16s  N24 40' 11.1"  2.495   2.971  8.3  52.9  57.51  93.3 Gem
Евномия (15)
 6 May 2024   1h00m33.87s  N15 17' 18.2"  2.176   3.027 10.0  27.0  79.86  64.6 Psc
11 May 2024   1h10m31.38s  N16 25' 09.2"  2.172   2.999 10.0  29.1  79.64  64.9 Psc
Ariadne (43)
 6 May 2024  17h04m49.86s  S25 34' 59.0"  1.895   0.963 10.2 148.0  12.95 291.9 Oph
11 May 2024  17h02m44.80s  S25 23' 28.6"  1.889   0.931 10.0 153.3  19.48 288.9 Oph
Herculina (532)
 6 May 2024  13h31m53.01s  N18 46' 49.9"  2.300   1.438  9.2 139.5  25.55 241.7 Com
11 May 2024  13h29m04.88s  N18 18' 55.4"  2.304   1.469  9.3 135.8  24.53 229.2 Com

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели

Время для явлений приводится всемирное. На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2024 год с общим обзором звездного неба и явлений мая месяца. Сведения от других явлениях имеются в Календаре наблюдателя на текущий месяц, Астрономическом календаре на 2024 год и Астрономическом календаре - справочнике .

06 мая, ночь - Максимум действия метеорного потока эта_Аквариды (ZHR= 40) из созвездия Водолея.

07 мая, утро - Луна (Ф= 0,01-) близ Венеры.

08 мая, 03 часа 22 минуты - Новолуние.

09 мая, вечер - Луна (Ф= 0,03+) проходит севернее Гиад и Альдебарана.

10 мая и всю неделю, ночь - Комета PANSTARRS (C/2021 S3) близ звезды альфа Лебедя.

11 мая, 07 часов 46 минут - Луна (Ф= 0,13+) проходит точку максимального склонения к северу от небесного экватора.

12 мая и всю неделю - Возможность появления серебристых облаков на фоне утренних и вечерних сумерек.

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Новости науки, Метеовеб, Мир астрономии и ДваСтрельца.

Вид звездного неба на нужный день недели и на нужное время для вашего пункта наблюдения можно получить при помощи карты неба на Астронет

Источники: Календарь Наблюдателя 05-2024 АстроКА; GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), Астрономический календарь-справочник от 1901 до 2100 года, http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

Публикации с ключевыми словами: астрономическая неделя - любительская астрономия - небо - невооруженным глазом