Астрономическая неделя с 8 по 14 января 2018 года Астрономическая неделя с 8 по 14 января 2018 года
5.01.2018 10:01 | Александр Козловский

На данной неделе (спокойной в астрономическом отношении) Луна примет фазу последней четверти, а Венера пройдет верхнее соединение с Солнцем. В середине недели Луна (Ф= 0,27-) пройдет близ Юпитера и Марса, а также покроет звезду гамма Весов (3,9m), а долгопериодическая переменная звезда омикрон Кита (Мира) достигнет максимума блеска (3,5m). В конце недели Меркурий пройдет в 0,6 гр. к югу Сатурна.

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы увеличивается до 13 градусов, а долгота дня на той же широте - до 7 часов 40 минут. Видимый диаметр Солнца за описываемый период уменьшится до 32,52 минут дуги, а движется оно по созвездию Стрельца. Вид поверхности Солнца на текущее время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу последней четверти 8 января. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Девы, Весов, Скорпиона, Змееносца и Стрельца, изменяя фазу от 0,6- до 0,1- и уменьшая склонение, а также высоту верхней кульминации. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Девы. Здесь 8 января Луна примет фазу последней четверти близ звезды Спики. Перейдя при фазе 0,35- в созвездие Весов 10 января, Луна пройдет в этот же день севернее Юпитера и Марса (близ альфа Весов) при фазе 0,27-. 12 января тонкий серп (Ф= 0,2-) достигнет созвездия Скорпиона, а 13 января вступит во владения созвездия Змееносца, наблюдаясь в рассветные часы над юго-восточным горизонтом. 14 января стареющий месяц при фазе менее 0,1- перейдет в созвездие Стрельца, где пройдет севернее Меркурия и Сатурна утром 15 января (близ максимального склонения к югу от небесного экватора и апогея своей орбиты). Фаза Луны на текущий момент. Фазы Луны на будущее.

Из планет Солнечной системы: Венера не видна, Меркурий и Сатурн наблюдаются на фоне утренней зари. Марс и Юпитер видны в утренние часы, а Уран и Нептун можно найти в бинокль или телескоп на вечернем и ночном небе. Подробные эфемериды планет и карты движения больших планет даются в печатной версии Астрономического календаря на 2018 год . Эфемериды планеты на каждый день имеются также на http://astropixels.com/ephemeris/ephemeris.html

Из комет хвостатая странница C/2017 O1 (ASASSN1) при блеске слабее 11m движется по созвездию Цефея. Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в КН на январь, а на другие периоды - в Астрономическом календаре на 2018 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов наиболее яркими и удобными для наблюдений на данной неделе будут: Церера (7,3m) в созвездии Льва, Веста (7,9m) в созвездии Весов и Флора (8,2m) в созвездии Близнецов.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: U Персея 8,1 - 10 января, U Овна 8,1m - 10 января, X Возничего 8,6m - 10 января, R Овна 8,2m - 11 января, О Кита 3,4m - 11 января, S Южной Рыбы 9,0m - 12 января.

Из основных метеорных потоков наиболее активны Квадрантиды .

Некоторые близкие пары светил: Луна - Спика, Луна - Юпитер, Луна - Марс, Луна - гамма Весов, Луна - Антарес, Луна - Сатурн, Луна -Меркурий, Юпитер - альфа Весов, Марс - альфа Весов, Марс - Юпитер, Сатурн - Меркурий, Меркурий - Антарес, Уран - омикрон Рыб, Нептун - лямбда Водолея, Веста - Марс, C/2017 O1 (ASASSN1) - Полярная звезда.

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод . Видеокалендарь предстоящих явлений http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно учитывать, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени!

Это интересно! Предыдущее полное солнечное затмение имело место: 08 января - в 1750 году, 09 января - в 0688 году, 10 января - в 1377 году, 11 января - в 1880 году, 12 января - в 1423 году, 13 января - в 1005 году, 14 января - в 1926 году. Больше всего (за прошедшие две тысячи лет) полных затмений в эти дни было 8,10 и 14 января (по 4 затмения), а меньше всего - 9 января (2 затмения). Your Guide to the 2017 Total Solar Eclipse

Астрономические явления прошлого и текущего столетий имеются в Астрономическом календаре - справочнике на Астронет http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 .

Меркурий. Планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца (близ Сатурна). Меркурий наблюдается на фоне утренней зари при продолжительности видимости около получаса. Угловое расстояние к западу от Солнца уменьшается до 20 градусов к концу недели. В телескоп наблюдается небольшой овал Меркурия. Угловые размеры планеты имеют значение около 5,5 секунд дуги при блеске -0,3m и при растущей фазе от 0,75 до 0,83. Расстояние между Меркурием и Землей увеличиваются от 1,13 до 1,23 а.е. Положения планеты во время всех элонгаций 2018 года имеются в Астрономическом календаре на 2018 год . Космические исследования - Мессенджер. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mercury2018.html

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца. Планета закончила видимость, а увидеть ее на вечернем небе можно будет лишь в феврале. 9 января Венера проходит верхнее соединение с Солнцем и переходит на вечернее небо. Видимый диаметр планеты придерживается значения 10 угловых секунд, а блеск составляет -4,0m при фазе около 1. Расстояние между Землей и Венерой придерживается значения 1,71 а.е. Космические исследования - Венера-Экспресс. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/venus2018.html

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов. Марс можно наблюдать в утреннее время в юго-восточной и южной части неба около четырех часов (близ Юпитера). Блеск планеты составляет +1,3m, а видимый диаметр достигает 5,0 секунд дуги. В телескоп с большим увеличением можно рассмотреть диск с наиболее крупными деталями. Расстояние между Марсом и Землей уменьшается от 1,90 до 1,85 а.е. В этом году 27 июля Марс достигнет великого противостояния (раз 17 лет). Космические исследования - MSL Curiosity. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mars2018.html

Юпитер. Газовый гигант движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов близ Марса. Юпитер наблюдается на утреннем небе около четырех часов. Угловой диаметр планеты достигает 34,2 секунд дуги при блеске около -1,8m и расстоянии от Земли 5,76 а.е. в конце недели. В небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали, а также покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой. Конфигурации спутников Юпитера имеются в КН на январь. Космические исследования - Галилео. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/jupiter2018.html

Сатурн. Окольцованная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца. Сатурн можно наблюдать на фоне утренней зари близ Меркурия более получаса. Блеск планеты имеет значение +0,5m, а угловой диаметр - около 15 секунд дуги. В телескоп видно кольцо планеты и самый яркий спутник Титан (8m). Расстояние от Земли до Сатурна уменьшается до 10,97 а.е. Космические исследования - Кассини. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/saturn2018.html

Уран. Планета (m= +5,8, d= 3,6 угл. сек.) движется в одном направлении с Солнцем в созвездии Рыб (у границ с созвездием Кита и Овна) близ звезды омикрон Psc (4,2m). Уран виден вечером и ночью. Для рассмотрения диска планеты понадобится телескоп с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Невооруженным глазом планету можно наблюдать на темном безлунном небе. Расстояние между Землей и Ураном увеличивается до 19,88 а.е. в конце недели. Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/uranus2018.html

Нептун. Планета (m= +7,9, d= 2,3 угл. сек.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Нептун наблюдается в вечернее время. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Нептуном увеличивается до 30,60 а.е. (к концу недели). Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/neptune2018.html

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (близ трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии около 34 а.е. от Земли. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты .

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата          a(2000.0)      d(2000.0)     r      delta   m  elon.   V      PA  сon.
Церера (1)
 9 Jan 2018   9h29m38.43s  +27 09.977'  2.578   1.678  7.2 150.2  27.26 319.3 Leo
13 Jan 2018   9h27m17.74s  +27 43.288'  2.577   1.655  7.1 154.3  29.80 314.6 Leo
Паллада (2)
 9 Jan 2018   2h36m34.56s  -24 36.784'  2.376   2.048  8.8  96.9  29.37  30.1 For
13 Jan 2018   2h38m30.36s  -23 54.969'  2.367   2.080  8.8  94.4  32.48  34.3 For
Веста (4)
 9 Jan 2018  15h43m07.73s  -14 07.818'  2.191   2.658  7.8  51.8  72.14 102.2 Lib
13 Jan 2018  15h50m51.98s  -14 31.386'  2.189   2.617  7.8  54.0  71.46 101.5 Lib
Ирида (7)
 9 Jan 2018   2h18m16.23s  +15 35.583'  1.860   1.290  8.7 109.1  46.25  84.1 Ari
13 Jan 2018   2h23m32.48s  +15 44.285'  1.865   1.333  8.8 106.2  49.53  82.9 Ari
Флора (8)
 9 Jan 2018   6h44m33.62s  +21 43.222'  2.028   1.050  8.4 171.8  41.29 289.6 Gem
13 Jan 2018   6h40m13.55s  +22 04.928'  2.035   1.065  8.6 166.8  38.66 290.0 Gem
Массалия (20)
 9 Jan 2018   5h20m25.20s  +21 56.776'  2.069   1.147  9.0 152.4  23.32 266.9 Tau
13 Jan 2018   5h18m00.60s  +21 55.060'  2.069   1.169  9.1 147.8  18.52 267.3 Tau

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится всемирное. На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2018 год с общим обзором звездного неба и явлений января месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на январь, Астрономическом календаре на 2018 год, Астрономическом календаре - справочнике и календаре Сalsky .

08 января, 22 час 25 минут - Луна в фазе последней четверти.

09 января, 06 часов 00 минут - Венера в верхнем соединении с Солнцем.

10 января, вечер - Долгопериодическая переменная звезда омикрон Кита (Мира) близ максимума блеска (3,5m).

11 января, 20 часов 30 минут - Покрытие Луной (Ф= 0,23-) звезды гамма Весов (близ Марса и Юпитера) при видимости на востоке страны.

12 января, утро - Луна (Ф= 0,2-) близ астероида Веста.

13 января, 06 часов 00 минут - Меркурий проходит в 0,6 гр. к югу Сатурна.

14 января, утро - Долгопериодическая переменная звезда S Южной Рыбы близ максимума блеска (7,5m).

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Старлаб, Метеовеб, Большая Вселенная и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид юго-восточной и южной части полуночного неба 11 января в городах на широте Москвы.

Вид юго-восточной и южной части неба за час до восхода Солнца 11 января в городах на широте Москвы.

Вид южной и юго-западной части неба через час после захода Солнца 11 января в городах на широте Москвы.

Источники: Календарь Наблюдателя N01 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), http://saros70.narod.ru/ (календарь), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 (Астрономический календарь справочник от 1901 до 2100 года), http://www.calsky.com/ (он-лайн календарь), http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

Публикации с ключевыми словами: астрономическая неделя - любительская астрономия - небо - невооруженным глазом