Астрономическая неделя с 11 по 17 декабря 2017 года Астрономическая неделя с 11 по 17 декабря 2017 года
25.10.2017 18:01 | Александр Козловский

На данной неделе 13 декабря Меркурий вступит в нижнее соединение с Солнцем, а Луна (Ф=0,18-) пройдет близ Марса, 14 декабря максимума действия достигнет метеорный поток Геминиды (ZHR= 120) из созвездия Близнецов, а Луна (Ф=0,11-) пройдет близ Юпитера. 15 декабря Меркурий пройдет в 2,2 градуса севернее Венеры, а также произойдет покрытие звезды HIP35256 (8,8m).из созвездия Близнецов астероидом 1046 при видимости на Камчатке и в Приморье.16 декабря долгопериодическая переменная звезда U Кита близ максимума блеска (6,5m), а в конце недели Луна (Ф= 0,05-) сблизится с Меркурием и Венерой. Кроме этого, Веста всю неделю находится близ Юпитера.

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы придерживается значения 11 градусов, а долгота дня на той же широте - 7 часов 00 минут. Видимый диаметр Солнца за описываемый период увеличится до 32,50 минут дуги, а движется оно по созвездию Змееносца. Вид поверхности Солнца на текущее время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу новолуния 18 декабря. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Девы, Весов, Скорпиона и Змееносца, изменяя фазу от 0,5- до 0 и уменьшая склонение, а также высоту верхней кульминации. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Девы. Совершая путь по декабрьскому небу, тающий серп 13 декабря при фазе около 0,2- пройдет севернее Спики, а затем и Марса. Перейдя в созвездие Весов 14 декабря, Луна пройдет в этот же день севернее Юпитера (близ альфа Весов) при фазе около 0,1-. 16 декабря тонкий серп достигнет созвездия Скорпиона, и в этот же день вступит во владения созвездия Змееносца, заканчивая утреннюю видимость. 17 декабря стареющий месяц пройдет близ Меркурия и Венеры. Фаза Луны на текущий момент. Фазы Луны на будущее.

Из планет Солнечной системы: Венера и Сатурн не видны, а Меркурий начинает утреннюю видимость на фоне зари. Марс и Юпитер наблюдаются в утренние часы, а Уран и Нептун видны в вечернее и ночное время. Подробные эфемериды планет и карты движения даются в печатной версии Астрономического календаря на 2017 год . Эфемериды планеты на каждый день имеются также на http://astropixels.com/ephemeris/ephemeris.html

Из комет хвостатая странница C/2017 O1 (ASASSN1) при блеске слабее 10m движется по созвездию Цефея. Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в КН на декабрь, а на другие периоды - в Астрономическом календаре на 2017 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов наиболее яркими и удобными для наблюдений на данной неделе будут: Церера (7,8m) в созвездии Льва и Ирида (8,0m) в созвездии Овна.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнет S Жирафа 8,1m - 11 декабря, U Кита 7,5m - 16 декабря, Z Орла 9,0m - 16 декабря.

Из основных метеорных потоков наиболее активны Моноцеротиды, Пуппиды-Велиды и Геминиды .

Некоторые близкие пары светил: Луна - Марс, Луна - Спика, Юпитер - альфа Весов, Марс - Спика, Меркурий - Венера, Сатурн - Антарес, Венера - Антарес, Меркурий - Антарес, Уран - омикрон Рыб, Нептун - лямбда Водолея, Ирида - бета Овна, C/2017 O1 (ASASSN1) - Полярная звезда.

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод . Видеокалендарь на месяц http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно учитывать, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени!

Это интересно! Предыдущее полное солнечное затмение имело место: 11 декабря - в 1852 году, 12 декабря - в 1890 году, 13 декабря - в 1536 году, 14 декабря - в 1648 году, 15 декабря - в 1563 году, 16 декабря - в 1694 году, 17 декабря - в 1713 году. Больше всего (за прошедшие две тысячи лет) полных затмений в эти дни было 13 и 16 декабря (по 6 затмений!), а меньше всего - 11 декабря (1 затмение). Your Guide to the 2017 Total Solar Eclipse

Астрономические явления прошлого и текущего столетий имеются в Астрономическом календаре - справочнике на Астронет http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 .

Меркурий. Планета перемещается попятно по созвездию Змееносца. Меркурий закончил вечернюю видимость, 13 декабря пройдет нижнее соединение с Солнцем и появится в лучах восходящего Солнца в конце недели. Наблюдать его можно будет низко над юго-восточным горизонтом. Угловые размеры планеты имеют значение около 9,5 секунд дуги при блеске около +2m и фазе около 0,1. Расстояние между Меркурием и Землей увеличиваются к концу недели до 0,71 а.е. Положения планеты во время всех элонгаций 2017 года имеются в Астрономическом календаре на 2017 год, а для 2018 года - в Астрономическом календаре на 2018 год. Космические исследования - Мессенджер. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mercury2017.html

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца. Планета закончила видимость, а увидеть ее на вечернем небе можно будет лишь в следующем году. Угловое расстояние Венеры от Солнца уменьшается за неделю от 7 до 5 градусов. Видимый диаметр планеты придерживается значения 10 угловых секунд, а блеск составляет -3,9m при фазе около 1. Расстояние между Землей и Венерой увеличивается за неделю от 1,69 до 1,70 а.е. Космические исследования - Венера-Экспресс. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/venus2017.html

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы. Марс можно наблюдать в утреннее время в юго-восточной и южной части неба. Блеск планеты составляет +1,6m, а видимый диаметр - около 4,5 секунд дуги. В телескоп с большим увеличением можно рассмотреть диск с наиболее крупными деталями. Расстояние между Марсом и Землей уменьшается до 2,08 а.е. Космические исследования - MSL Curiosity. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/mars2017.html

Юпитер. Газовый гигант движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов. Юпитер наблюдается на утреннем небе. Угловой диаметр планеты достигает 32,1 секунды дуги при блеске около -1,7m и расстоянии от Земли 6,13 а.е. в конце недели. В небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали, а также покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой. Конфигурации спутников Юпитера имеются в КН на декабрь. Космические исследования - Галилео. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/jupiter2017.html

Сатурн. Окольцованная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца. Сатурн закончил вечернюю видимость и теперь появится на утреннем небе в конце года. Блеск планеты имеет значение +0,5m, а угловой диаметр - около 15 секунд дуги. Расстояние от Земли до Сатурна увеличивается за неделю до 11,04 а.е. Космические исследования - Кассини. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/saturn2017.html

Уран. Планета (m= +5,7, d= 3,6 угл. сек) движется попятно в созвездии Рыб (у границ с созвездием Кита и Овна) близ звезды омикрон Psc (4,2m). Уран виден вечером и ночью. Карта пути планеты в течение года. Для рассмотрения диска планеты понадобится телескоп с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Невооруженным глазом планету можно наблюдать на темном безлунном небе (лучше всего близ верхней кульминации). Расстояние между Землей и Ураном увеличивается до 19,42 а.е. в конце недели. Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/uranus2017.html

Нептун. Планета (m= +7,9, d= 2,3 угл. сек.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Нептун наблюдается вечером и ночью. Карта пути планеты в течение года. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Нептуном увеличивается до 30,17 а.е. (к концу недели). Космические исследования - Вояджер-2. Эфемериды планеты на каждый день имеются на http://astropixels.com/ephemeris/planets/neptune2017.html

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (близ трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии 34,38 а.е. от Земли к концу недели. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты .

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата          a(2000.0)      d(2000.0)     r      delta   m  elon.   V      PA  сon.
Церера (1)
11 Dec 2017  09h32m49.96s  +23 52' 41.8"  2.590   1.945  7.9 120.7  15.99  41.5 Leo
16 Dec 2017  09h34m01.96s  +24 18' 37.0"  2.587   1.889  7.8 125.5  15.09  22.5 Leo
Паллада (2)
11 Dec 2017  02h35m37.56s  -28 03' 08.1"  2.441   1.836  8.5 116.6  14.47 302.5 For
16 Dec 2017  02h34m06.71s  -27 43' 26.7"  2.430   1.869  8.5 113.1  14.20 326.8 For
Веста (4)
11 Dec 2017  14h46m23.21s  -10 32' 37.4"  2.211   2.919  7.9  36.8  75.49 106.7 Lib
16 Dec 2017  14h56m12.07s  -11 14' 59.4"  2.207   2.878  7.9  39.3  75.10 106.0 Lib
Ирида (7)
11 Dec 2017  01h52m45.56s  +16 00' 51.5"  1.839   1.022  8.0 132.8  18.30 124.1 Ari
16 Dec 2017  01h55m17.77s  +15 43' 19.8"  1.841   1.062  8.1 128.3  22.65 108.7 Ari
Флора (8)
11 Dec 2017  07h15m14.36s  +19 03' 29.1"  1.980   1.061  8.8 150.9  28.97 293.4 Gem
16 Dec 2017  07h11m04.30s  +19 27' 53.3"  1.988   1.045  8.7 157.0  34.76 291.7 Gem
Массалия (20)
11 Dec 2017  05h48m24.43s  +22 17' 21.1"  2.081   1.102  8.6 171.5  35.81 267.4 Tau
16 Dec 2017  05h43m07.58s  +22 13' 52.4"  2.078   1.095  8.4 177.6  37.32 267.2 Tau
Dembowska (349)
11 Dec 2017  04h15m30.90s  +29 27' 08.3"  2.749   1.784  9.7 165.9  31.41 266.4 Tau
16 Dec 2017  04h10m54.31s  +29 22' 16.6"  2.753   1.805  9.8 160.5  28.85 264.3 Tau

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится московское =UT+3часа (всемирное время UT указывается отдельно). На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2017 год с общим обзором звездного неба и явлений декабря месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на декабрь, Астрономическом календаре на 2017 год, Астрономическом календаре - справочнике, календаре Сalsky и в Альманахе .

11 декабря, ночь - Долгопериодическая переменная звезда S Жирафа близ максимума блеска (7m).

12 декабря, 19 часов 27 минут (UT) - Максимальная либрация Луны (8,9 градусов).

13 декабря, вечер - Меркурий в нижнем соединении с Солнцем.

14 декабря, 09 часов 30 минут - Максимум действия метеорного потока Геминиды с часовым числом 120 метеоров.

15 декабря, 12 часов 08 минут (UT) - Покрытие звезды HIP35256 (8,8m).из созвездия Близнецов астероидом 1046 при видимости на Камчатке и в Приморье.

16 декабря, ночь - Долгопериодическая переменная звезда U Кита близ максимума блеска (6,5m).

17 декабря, утро - Луна (Ф= 0,05-) близ Меркурия и Венеры.

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Старлаб, Метеовеб, Большая Вселенная и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид юго-восточной и южной части полуночного неба 14 декабря в городах на широте Москвы.

Вид юго-восточной и южной части неба за час до восхода Солнца 14 декабря в городах на широте Москвы.

Вид южной и юго-западной части неба через час после захода Солнца 14 декабря в городах на широте Москвы.

Источники: Календарь Наблюдателя N12 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), http://saros70.narod.ru/ (календарь), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 (Астрономический календарь справочник от 1901 до 2100 года), http://www.calsky.com/ (он-лайн календарь), http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

Публикации с ключевыми словами: астрономическая неделя - любительская астрономия - небо - невооруженным глазом