Астрономическая неделя с 4 по 10 сентября 2017 года Астрономическая неделя с 4 по 10 сентября 2017 года
25.08.2017 16:31 | Александр Козловский

На данной неделе (весьма насыщенной явлениями) 4 сентября Меркурий достигнет стояния с переходом к прямому движению (близ Марса), а Луна (Ф= 0,97+) окажется в нисходящем узле орбиты. На следующий день Нептун пройдет противостояние с Солнцем, а Марс - в 0,7 гр. севернее Регула. 6 сентября произойдет покрытие Луной (Ф= 1,0) планеты Нептун при видимости в Южной Америке и Антарктиде, а Луна достигнет максимальной западной либрации. На следующий день астероид (89) Юлия (9,0m) пройдет противостояние с Солнцем, а 8 сентября долгопериодическая переменная звезда S Большой Медведицы достигнет максимального блеска 7m. 9 сентября можно будет наблюдать максимум действия метеорного потока Сентябрьские эпсилон-Персеиды (ZHR= 5), а Луна пройдет близ Урана при фазе около 0,9-. В ночь с 9 на 10 сентября покрытие звезды сигма 1 Тельца (5,1m) астероидом 6925 Susumu при видимости на Европейской части России(!!), а в конце недели Меркурий пройдет в 0,7 гр. южнее Регула. Кроме этого, еще имеется возможность наблюдения околоземного астероида Florence (3122), который быстро поднимается на север по созвездиям Лисички и Лебедя, а в созвездии Щита наблюдается Новая звезда (слабее 10m).

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы уменьшается к концу недели до 38 градусов, а долгота дня на той же широте - до 13 часов 10 минут. Видимый диаметр Солнца за описываемый период увеличится до 31,77 минут дуги, а движется оно по созвездию Льва. Текущие данные о Солнце и вид его поверхности на данное время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу полнолуния 6 сентября. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Козерога, Водолея, Рыб, Овна и Тельца, изменяя фазу от 0,95+ до 1,0, а после полнолуния до 0,75- и увеличивая склонение, а также высоту верхней кульминации. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Козерога, оставаясь в нем до 5 сентября, когда вступит в созвездие Водолея, где примет фазу полнолуния 6 сентября. В это полнолуние произойдет покрытие Луной планеты Нептун при видимости в Южной Америке и Антарктиде. Границу созвездия Рыб почти полная Луна пересечет 7 сентября, а 8 и 10 сентября посетит созвездие Кита. Уменьшая фазу, лунный овал 9 сентября вновь побывает в созвездии Рыб, пройдя южнее Урана при фазе около 0,9- 9 сентября. Зайдя ненадолго в созвездие Овна в ночь с 10 на 11 сентября, Луна перейдет в созвездие Тельца при фазе около 0,7-. Фаза Луны на текущий момент. Фазы Луны на будущее.

Из планет Солнечной системы: Меркурий и Марс наблюдаются на фоне утренней зари. Венера видна утром и днем, а Юпитер - на фоне вечерней зари. Сатурн можно наблюдать в вечерние часы, а Уран и Нептун видны всю ночь. Подробные эфемериды планет и карты движения даются в печатной версии Астрономического календаря на 2017 год .

Из комет хвостатая странница C/2015 ER61 (PanSTARRS) движется по созвездию Тельца (близ Плеяд) при блеске около 11m. Комета C/2017 O1 (ASASSN1) при блеске около 9m движется также по созвездию Тельца. Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в КН на сентябрь, а на другие периоды - в Астрономическом календаре на 2017 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов блеск 9m на данной неделе превысят: Церера (8,9m) в созвездии Близнецов, Паллада (8,8m) в созвездии Эридана, Веста (7,9m) в созвездии Девы, Ирида (8,3m) в созвездии Овна и Юлия (8,9m) в созвездии Пегаса. Астероид Florence (3122) быстро поднимается на север по созвездиям Лисички и Лебедя, снижая блеск до 11m.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: U Малого Пса 8,8m - 4 сентября, S Компаса 9,0m - 7 сентября, RT Скорпиона 8,2m - 7 сентября, S Большой Медведицы 7,8m - 8 сентября, S Ящерицы 8,2m - 9 сентября.

Из основных метеорных потоков наиболее активны Сентябрьские эпсилон-Персеиды.

Некоторые близкие пары светил: Луна - Нептун, Луна - Уран, Меркурий - Регул, Меркурий - Марс, Марс - Регул, Венера - Ясли (М44), Юпитер - Спика, Сатурн - Антарес, Уран - омикрон Рыб, Нептун - лямбда Водолея, Церера - Поллукс, Паллада - дзета Эридана, Веста - бета Девы, Ирида - альфа Овна, Юлия - дзета Пегаса, C/2015 ER61 (PanSTARRS) - Плеяды, C/2017 O1 (ASASSN1) - Гиады.

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод . Видеокалендарь на месяц http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно учитывать, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени!

Это интересно! Предыдущее полное солнечное затмение имело место: 4 сентября - в 1728 году, 5 сентября - в 0248 году, 6 сентября - в 1755 году, 7 сентября - в 1858 году, 8 сентября - в 1885 году, 9 сентября - в 1904 году, 10 сентября - в 1923 году. Больше всего (за прошедшие две тысячи лет) полных затмений в эти дни было 4 сентября (7 затмений!), а меньше всего 5 сентября (1 затмение). Your Guide to the 2017 Total Solar Eclipse

Астрономические явления прошлого и текущего столетий имеются в Астрономическом календаре - справочнике на Астронет http://www.astronet.ru/db/msg/1374768 .

Меркурий. Планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва (сменив движение с попятного 4 сентября). Меркурий наблюдается на утреннем небе, и это его лучшая утренняя видимость 2017 года. Планета быстро отдаляется от Солнца (до17,5 градусов к концу недели) и видимость ее над восточным горизонтом улучшается с каждым днем, как в южных, так и в средних и даже северных широтах. Продолжительность видимости достигает 1 часа к концу недели, когда Меркурий сблизится с Регулом, находясь также близ Марса. В телескоп Меркурий виден в виде серпа. Угловые размеры быстрой планеты постепенно уменьшаются от 9,2 до 7,5 секунд дуги при блеске около 0m и фазе около 0,3. Расстояние между Меркурием и Землей увеличивается к концу недели до 0,89 а.е. Положения планеты во время всех элонгаций 2017 года имеются в Астрономическом календаре на 2017 год, для 2018 года - в Астрономическом календаре на 2018 год. Космические исследования - Мессенджер

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Рака близ рассеянного звездного скопления Ясли (М44). Утренняя звезда видна по утрам у восточного горизонта, но благодаря высокому блеску, наблюдать ее можно и днем. В телескоп наблюдается овал планеты. Угловое расстояние Венеры от Солнца уменьшается за неделю от 31 до 29,5 градуса. Видимый диаметр планеты также уменьшается от 12,4 до 12,0 угловых секунд, а блеск составляет -3,9m при фазе около 0,85. Расстояние между Землей и Венерой увеличивается за неделю от 1,36 до 1,39 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс.

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Льва. Марс можно наблюдать на фоне утренней зари у восточного горизонта. Блеск планеты составляет +1,7m, а видимый диаметр - около 4 секунды дуги. В телескоп с большим увеличением можно рассмотреть диск, замываемый атмосферными потоками. Расстояние между Марсом и Землей составляет 2,61 а.е.. Космические исследования - MSL Curiosity.

Юпитер. Газовый гигант движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы (постепенно сближаясь со Спикой). Юпитер наблюдается на фоне вечерней зари в виде яркой звезды желтоватого оттенка. Угловой диаметр газового гиганта уменьшается от 32,0 до 31,6 секунд дуги при блеске около -1,7m и расстоянии от Земли 6,23 а.е. (к концу недели).. В небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору), а также наблюдать покрытия спутников планетой. Конфигурации четырех больших спутников Юпитера (цветной график + таблица явлений) имеются в КН на сентябрь. Космические исследования - Галилео.

Сатурн. Окольцованная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца. Сатурн можно наблюдать вечером и ночью у южного горизонта. Блеск планеты имеет значение +0,5m, а угловой диаметр - около 17 секунд дуги. Из-за низкого положения над горизонтом изображение Сатурна в поле зрения телескопа замывается атмосферными потоками. Тем не менее, можно наблюдать и кольцо (при наклоне к наблюдателю под углом 27 градусов) и некоторые детали на диске планеты (полосы), а из спутников наиболее доступен Титан (8,0m). Расстояние от Земли до Сатурна увеличивается за неделю до 9,96 а.е.. Космические исследования - Кассини.

Уран. Планета (m= +5,9, d= 3,5 угл. сек) движется попятно в созвездии Рыб (у границ с созвездием Кита и Овна) близ звезды омикрон Psc (4,2m). Уран виден практически всю ночь. Карта пути планеты в течение года. Для рассмотрения диска планеты понадобится телескоп с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Невооруженным глазом планету можно будет наблюдать на следующей неделе. Расстояние между Землей и Ураном составляет к концу недели 19,13 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Нептун. Планета (m= +7,9, d= 2,4 угл. сек.) перемещается попятно по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Нептун наблюдается всю ночь над юго-восточным, южным и юго-западным горизонтом, т.к. находится близ противостояния с Солнцем. Карта пути планеты в течение года. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Нептуном увеличивается за неделю до 28,95 а.е. . Космические исследования - Вояджер-2.

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (близ трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии 32,91 а.е. от Земли к концу недели. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты .

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата          a(2000.0)      d(2000.0)     r      delta   m  elon.   V      PA  сon.
Церера (1)
 5 Sep 2017  07h39m31.67s  +23 52' 01.8"  2.644   3.180  8.9  49.8  57.66  93.4 Gem
 9 Sep 2017  07h46m11.86s  +23 46' 19.4"  2.641   3.137  8.9  52.1  56.95  93.7 Gem
Паллада (2)
 5 Sep 2017  03h15m05.94s  -08 05' 42.6"  2.675   2.080  8.9 115.6  42.72 154.7 Eri
 9 Sep 2017  03h16m53.88s  -09 09' 06.2"  2.665   2.032  8.8 118.6  43.31 159.7 Eri
Веста (4)
 5 Sep 2017  11h42m25.25s  +07 08' 36.5"  2.296   3.274  7.9  11.8  73.86 113.1 Vir
 9 Sep 2017  11h49m44.11s  +06 22' 09.8"  2.292   3.277  7.9  10.1  74.19 113.1 Vir
Ирида (7)
 5 Sep 2017  02h17m38.96s  +22 38' 40.0"  1.888   1.146  8.4 122.3  26.03  58.8 Ari

Юлия (89)
 5 Sep 2017  22h45m33.92s  +10 45' 23.5"  2.086   1.103  9.0 162.2  42.49 283.0 Peg
 9 Sep 2017  22h41m05.45s  +10 58' 38.8"  2.085   1.103  9.0 162.2  41.42 279.8 Peg
Florence (3122)
 5 Sep 2017  20h25m57.61s  +31 21' 31.0"  1.043   0.055  9.8 127.71053.40 343.6 Cyg
 9 Sep 2017  19h49m33.93s  +51 02' 45.9"  1.034   0.075 11.0 109.2 548.54 337.9 Cyg
  /span;
mso-ansi-language:EN-US'a href=(данные
a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится московское =UT+3часа (всемирное время UT указывается отдельно). На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2017 год с общим обзором звездного неба и явлений сентября месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на сентябрь, Астрономическом календаре на 2017 год, Астрономическом календаре - справочнике, календаре Сalsky и в Альманахе .

04 сентября, 18 часов 41 минута (UT) - Луна (Ф= 0,97+) в нисходящем узле своей орбиты.

05 сентября, 08 часов 00 минут - Нептун в противостоянии с Солнцем.

06 сентября, 10 часов 04 минуты - Полнолуние.

07 сентября, 00 часов 00 минут (UT) - Астероид Юлия (89) в противостоянии с Солнцем.

08 сентября, ночь - Долгопериодическая переменная звезда S Большой Медведицы близ максимума блеска (7m).

09 сентября, 20 часов 00 минут (UT) - Максимум действия метеорного потока Сентябрьские эпсилон-Персеиды (ZHR= 5).

10 сентября, 02 часа 46 минут - Покрытие звезды сигма 1 Тельца (5,1m) астероидом 6925 Susumu при видимости на Европейской части России(!!).

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Старлаб, Метеовеб, Большая Вселенная и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид юго-восточной и южной части полуночного неба 7 сентября в городах на широте Москвы.

Вид восточной и юго-восточной части неба за час до восхода Солнца 7 сентября в городах на широте Москвы.

Вид южной и юго-западной части неба через час после захода Солнца 7 сентября в городах на широте Москвы.

Источники: Календарь Наблюдателя N09 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), http://saros70.narod.ru/ (календарь), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), http://www.astronet.ru/db/msg/1388759 (Астрономический календарь справочник от 1901 до 2100 года), http://www.calsky.com/ (он-лайн календарь), http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

Публикации с ключевыми словами: астрономическая неделя - любительская астрономия - небо - невооруженным глазом