Девять планет

Кометы

В отличие от других маленьких тел солнечной системы, кометы известны еще в античности. Имеются записи в летописях древнего Китая о прохождении Кометы Галлея. На знаменитом гобелене Bayeux Tapestry, на котором изображено празднование Norman Conquest в Англии в 1066 году, также отмечено появления кометы Галлея.

К 1995 году в каталоги было внесено 878 комет орбиты которых хотя бы грубо определены. Из них 184 являются периодическими кометами (с орбитальными периодами менее 200 лет); оставшаяся часть без сомнения также периодические кометы, но их орбиты не были определены с достаточной точностью, чтобы говорить об этом наверняка.

Кометы иногда называют грязные снежки или "ледяные глыбы". Они состоят изо льда (как водяного, так и из замороженных газов) и пыли, которая по некоторым причинам не вошла в состав планет, во время формирования Солнечной системы. Это делает кометы очень интересными образцами из раннего периода истории Солнечной системы.

Когда они пролетают рядом с Солнцем, то переходят в активное состояние. При этом у комет наблюдается несколько различных составных частей:

Обычно кометы не видны, за исключением того времени, когда они приближаются к Солнцу. У большинства комет очень эксцентричные орбиты, которые уносят их далеко за орбиту Плутона. Их замечают однажды, после чего они исчезают на тысячелетия. Только у комет с короткими и умеренными периодами обращения (таких как Комета Галлея), существенная часть орбиты находится внутри орбиты Плутона.

После примерно 500 прохождений вблизи Солнца большая часть газа и льда испаряется и остается каменный объект очень похожий на астероид. (Возможно, половина околоземных астероидов являются такими "мертвыми" кометами.) Для комет, чьи орбиты проходят близко с Солнцем возможны столкновения с одной из планет или с Солнцем, либо такая комета может быть вообще выброшена из Солнечной системы после близкого пролета рядом с одной из планет (чаще всего рядом с Юпитером).

Одной из самых известных комет является комета Галлея, но "главным хитом" лета 1994 года была комета Шумейкеров-Леви 9.

Метеорные потоки иногда происходят из-за того, что Земля пересекает орбиту какой-либо из комет. Некоторые из них случаются достаточно регулярно: метеорный поток Персеиды происходит каждый год между 9 и 13 августа, когда Земля пересекает орбиту кометы Свифта-Туттля. Комета Галлея - источник метеорного потока Ориониды в октябре.

Много комет были открыты астрономами-любителями. Так как кометы наиболее ярки рядом с Солнцем, то они обычно видны только на восходе или на закате. Карты, показывающие положение некоторых комет на небе, могут быть созданы с помощью программ-планетариев таких как Звездная Ночь (Starry Night).

Подробнее о кометах