Зелигер Хуго
(von Seeliger, Hugo Hans Ritter)

23/09/1849 – 02/12/1924
"Астрономы"

Немецкий астроном. Р. в Бяла (ныне Бельско-Бяла, ПНР). Образование получил в Гейдельбергском ун-те, затем учился в Лейпциге. В 1873-1877 работал наблюдателем в Боннской обсерватории, затем приват-доцентом в Лейпциге. В 1881 - директор обсерватории в Готе, с 1882 - профессор астрономии и директор обсерватории Мюнхенского ун-та.

Основные научные работы относятся к звездной астрономии. В Боннской обсерватории принимал участие в позиционных наблюдениях звезд для каталога AGK; будучи участником экспедиции на Оклендские о-ва, наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца. В 1884-1909 на основе звездного каталога «Боннское обозрение» выполнил первые статистические исследования пространственного распределения звезд. Первым развил соответствующий математический аппарат, вывел интегральное уравнение, определяющее светимость и звездную плотность через известное из подсчетов число звезд до данной величины. Сформулировал носящую его имя теорему, согласно которой при отсутствии межзвездного поглощения и равномерном распределении звезд в пространстве число звезд до данной величины при переходе от одной величины к следующей возрастает в 3,98 раза. Исходя из этой теоремы и опираясь на подсчеты звезд до 13,5m, построил в 1920 свою модель Млечного Пути-сфероид размером 14 400×3 300 пк с Солнцем в центре, оценил среднее значение поглощения света в межзвездном пространстве - 0,3 звездной величины на 4000 пк (это значение очень занижено, в настоящее время его принимают равным приблизительно 1,6 звездной величины на 1000 пк). Зелигер сформулировал один из космологических парадоксов - гравитационный. Он заключается в том, что согласно ньютоновской теории тяготения в бесконечной Вселенной при бесконечно большой ее массе сила тяготения не имеет определенной конечной величины. Этот парадокс находит свое разрешение в теории тяготения Эйнштейна, а также в признании иерархичности строения Вселенной. Исходя из теории Максвелла, по которой кольца Сатурна состоят из отдельных мелких частиц, Зелигер пришел к выводу, что вследствие взаимных затмений и экранирования частиц друг другом альбедо колец должно быть максимальным в оппозиции и уменьшаться при других фазовых углах. Дальнейшие фотометрические исследования колец показали, что их яркость изменяется в согласии с формулой Зелигера, и тем самым подтвердили справедливост! ь теории Максвелла. Пытался объяснить движение перигелия Меркурия и другие невязки в движении внутренних планет гравитационным влиянием межпланетного вещества, вызывающего явление зодиакального света, и рассчитал необходимые для этого плотность и размеры облака межпланетного вещества. Предложил гипотезу, согласно которой вспышки новых происходят при встречах звезд с движущимися туманностями. Исследовал двойные и кратные звезды.

Иностранный чл.-кор. Петербургской АН (1913), председатель Немецкого астрономического об-ва (1896-1921).