Идлис Григорий Моисеевич
22/11/1928 – 29/03/2010
"Астрономы"

Советский астроном. Р. в Пензе. В 1951 окончил Казахский ун-т в Алма-Ате, в 1954 - аспирантуру под руководством В. Г. Фесенкова в Астрофизическом ин-те АН КазССР. В 1954-1972 работал в этом ин-те (с 1961 заведовал созданным им отделом звездной динамики, с 1964 - директор ин-та). Преподавал также в Казахском ун-те, профессор. С 1972 работает в Ин-те истории естествознания и техники АН СССР.

Научные работы относятся к космогонии, динамике звездных систем, космологии. Показал несостоятельность закона планетных расстояний Шмидта и распространил закон планетных расстояний Фесенкова на случай регулярных спутников планет (1952). Вывел вероятностные законы распределения по размерам и массам для осколков, образующихся при случайном дроблении твердых тел, и указал, что именно этим теоретическим законам соответствуют наблюдательные данные для астероидов, метеоритов и метеорных частиц (1953). Уточнил полученный П. П. Паренаго гравитационный потенциал Галактики и впервые построил (1954) две конечные аналитические модели Галактики - сферическую и плоскую - с уточненным потенциалом («модели Идлиса»). Обобщил и проанализировал введенный Г. Г. Кузминым в динамику звездных систем третий интеграл движения. Доказал (1956), что в структурно бесконечной Вселенной с учетом релятивистских дефектов масс всевозможных космических систем гравитационный космологический парадокс Зелигера устраняется без каких бы то ни было ограничений на их параметры. Впервые выдвинул и рассмотрел (1957, 1958) так называемый антропоцентристский (антропогенный, или антропный) принцип, согласно которому наблюдаемый нами мир со всеми его основными характеристиками выделяется из множества всевозможных миров в структурно неисчерпаемой Вселенной прежде всего тем, что он удовлетворяет необходимым и достаточным условиям для естественного возникновения в нем жизни и для ее раз вития вплоть до высших разумных форм. Разработал метод определения масс далеких галактик по обусловленному ими эффекту гравитационной линзы и вместе с Р. X. Гайнуллиной и З. X. Курма-каевым впервые обнаружил такой эффект гравитационной линзы для ряда галактик (1962). Выдвинул и развил идею, по которой квазизамкнутые макромиры типа Метагалактики извне эквивалентны элементарным частицам (1965). Автор монографий «Космические силовые поля и некоторые вопросы структуры и эволюции галактической материи» (1957), «Космическая материя» (1957), «Структура и динамика звездных систем» (1961), «Математическая теория научной организации труда и оптимальной структуры научно-исследовательских институтов» (1970).

Заслуженный деятель науки КазССР.