Лаплас Пьер Симон
(de Laplace, Pierre-Simon, Marquis)

28/03/1749 – 05/03/1827
"Астрономы"

Французский астроном, математик и физик, член Парижской АН (1785). Р. в Бомон-ан-Ож (Нормандия) в семье крестьянина. Учился в школе монашеского ордена бенедиктинцев, однако еще в молодости стал убежденным атеистом. Был преподавателем математики в военном учебном заведении родного города. В 1766 приехал в Париж. В течение последующих трех лет публиковал математические работы в «Туринских записках», основанных Ж. Л. Лагранжем. С 1771 - профессор Военной школы в Париже. В связи с реформой системы образования после Великой Французской революции принимал активное участие в организации Высшей нормальной школы, где был профессором, а также Политехнической школы. В 1790 был назначен председателем Палаты мер и весов, руководил внедрением новой метрической системы мер. С 1795 стал одним из руководителей Бюро долгот. В период Великой Французской революции был республиканцем, после прихода к власти Наполеона Бонапарта занимал в 1799 пост министра внутренних дел, получил титул графа. После реставрации Бурбонов получил пэрство и титул маркиза.

Основные научные работы относятся к небесной механике. Этот термин был впервые употреблен самим Лапласом в названии его грандиозного пятитомного труда - «Трактата о небесной механике». (1798-1825). В этой области Лаплас довел до высокой степени совершенства осуществление идей и методов И. Ньютона, изложенные в «Математических началах натуральной философии». Пользуясь методами аналитической механики, созданной в основном Л. Эйлером и Лагранжем, рассмотрел широкий круг вопросов теории движения небесных тел и фигур их равновесия. Показал, что закон всемирного тяготения достаточен для объяснения и предсказания движения тел Солнечной системы. Представил возмущения математическими рядами и доказал периодичность возмущений. Учитывая возмущения, показал, что некоторые кажущиеся отклонения в движении Юпитера и Сатурна от закона всемирного тяготения (неравенства) составляют одно из наиболее удивительных его доказательств. На основе теории возмущений объяснил в 1789 также ряд особенностей в движении спутников Юпитера. Большой заслугой Лапласа было открытие причины ускорения движения Луны. Он показал, что средняя скорость геоцентрического движения Луны зависит от эксцентриситета земной орбиты, который в свою очередь изменяется под действием планетных возмущений. Оказалось, что возмущение имеет периодический характер, но с очень большим периодом, так что через некоторый промежуток времени Луна начнет двигаться замедленно. Анализируя особенности движения, зависящие также от сжатия Земли, определил величину этого сжатия в 1/305, что близко к действительному значению. Принципиальное значение имеет приведенное Лапласом доказательство устойчивости Солнечной системы в течение длительного времени. В истории космогонических представлений важнейшее место занимает гипотеза Лапласа о возникновении Солнечной системы из вращающейся газовой туманности, высказанная им в книге «Изложение системы мира» (т. 1-2, 1796). Гипотеза получила название небулярной (от лат. «nebula» - туманность). Высокая оценка этой гипотезы, представляющей собой дальнейшее развитие и усовершенствование гипотезы И. Канта, дана Ф. Энгельсом: «Сочинение Канта оставалось без непосредственного результата до тех пор, пока, долгие годы спустя, Лаплас и Гершель не развили его содержание и не обосновали его детальнее, подготовив таким образом постепенное признание «небулярной гипотезы». Дальнейшие открытия доставили ей, наконец, победу» (Энгельс Ф. Диалектика природы. - В кн.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. изд. 2-е, т. 20, с. 351). Лапласу принадлежит ряд основополагающих работ по математике и математической физике. К ним относятся работы по теории дифференциальных уравнений; в частности, он вывел носящее его имя уравнение в частных производных, которое имеет большое значение в теориях потенциала, теплопроводности, электростатики, гидродинамики. Внес существенный вклад в развитие теории вероятностей, теории ошибок, метода наименьших квадратов, создал теорию шаровых функций. Дал формулу для зависимости плотности воздуха от высоты над земной поверхностью (барометрическая формула), которая и в настоящее время широко применяется в различных исследованиях атмосфер Земли и планет.

В своих философских воззрениях был близок к материализму. Широко известен ответ Лапласа Наполеону на вопрос, почему в «Трактате о небесной механике» не упоминается бог: «Я не нуждался в этой гипотезе». Однако материализм Лапласа был ограниченным, механистическим, так как он считал, что все явления природы можно объяснить и предсказать исходя только из законов механики (механистический детерминизм). В небесной механике Лаплас видел образцовую форму научного познания.

Иностранный почетный член Петербургской АН (1802). [36, 173]