Астрономическая неделя с 30 января по 5 февраля 2017 года Астрономическая неделя с 30 января по 5 февраля 2017 года
20.01.2017 20:20 | Александр Козловский

На данной неделе произойдет покрытие Луной (Ф= 0,05+) Нептуна при видимости в Африке и Средней Азии (30 января), 31 января Луна (Ф= 0,15+) пройдет близ Венеры, 1 февраля произойдет сближение Марса, Венеры и Луны (Ф= 0,17+) до 5 градусов, 2 февраля Луна (Ф= 0,3+) сблизится с Ураном, 5 февраля произойдет покрытие звезд Гиад и Альдебарана Луной при фазе около 0,7+ (покрытие звезд Гиад видно в России и СНГ), а также покрытие звезды HIP49762 (8.3m) из созвездия Секстанта астероидом 3451 Mentor при видимости в Западной Сибири и Казахстане .

Солнце. Высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы увеличится к концу недели до 19 градусов, а долгота дня на той же широте составляет 09 часов 00 минут. Видимый диаметр Солнца - 32,44 минут дуги, а движется оно по созвездию созвездие Козерога. Текущие данные о Солнце и вид его поверхности на данное время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу первой четверти 4 февраля. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Водолея, Водолея, Рыб, Овна и Тельца, изменяя фазу от 0,1+ до 0,7+. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Водолея, где очередной рас покроет Нептун 30 января при фазе 0,05. Пожалуй, это самое удачное покрытие для наблюдений в том плане, что яркость Луны не будет мешать наблюдать как покрытие, так и открытие планеты. К сожалению, в России это покрытие наблюдаться не будет (полоса видимости пройдет по Африке и Средней Азии). К концу дня 31 января молодой месяц перейдет в созвездие Рыб при фазе 0,15 и закончит свой путь по январскому небу близ Венеры на фоне вечерней зари. По февральскому небу Луна начнет движение южнее Венеры и Марса, посетив в этот же день созвездие Кита. Первый (а также завершающий) февральский вечер будет самым красочным в отношении видимости Луны и планет. Увеличив фазу до 0,28, молодой месяц 2 февраля вновь вступит в созвездие Рыб, где пройдет южнее Урана, а 3 февраля покроет астероид Цереру (видимость в северных широтах Земли). 3 февраля растущий серп еще раз посетит созвездие Кита, прежде чем около полуночи 4 февраля перейти в созвездие Овна при фазе 0,48, покрыв перед этим звезду мю Кита (4,3m) (видимость в Северной Америке и Западной Европе). 4 февраля Луна достигнет созвездия Тельца при фазе 0,55, а 5 февраля в очередной раз покроет звезды скопления Гиады и Альдебаран при фазе около 0,7 и близ перигея своей орбиты. Фаза Луны на текущий момент. Фазы Луны на будущее.

Из планет Солнечной системы: Меркурий и Сатурн видны на фоне утренней зари, Венера и Марс наблюдаются по вечерам, Юпитер можно найти на ночном и утреннем небе, а Уран и Нептун видны вечером, но для их поисков понадобится бинокль или телескоп. Подробные эфемериды планет даются в печатной версии Астрономического календаря на 2017 год .

Из комет хвостатая странница C/2015 V2 (Johnson) постепенно набирает блеск (около 10m), медленно двигаясь по созвездию Волопаса. Комета P/Honda-Mrkos-Pajdusakova (45P) обладает блеском около 8m, перемещаясь по созвездию Орла. Набирает блеск (10m) и комета Энке, которая движется по созвездию Рыб близ Венеры и Марса. Становится доступной комета P/Tuttle-Giacobini-Kresak (41P), перемещающаяся вдоль границы созвездий Рака и Льва. Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в КН на январь и КН на февраль, а на другие периоды - в Астрономическом календаре на 2017 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений - на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов самыми яркими являются Веста (6,2m) в созвездии Близнецов и Церера (8,8 m) в созвездии Рыб.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: ST SGR (9,0m) 2 февраля, T LEP (8,3m) 3 февраля, R HER (8,8m) 4 февраля, S AQL (8,9m) 4 февраля.

Некоторые пары светил, попадающие в поле зрения бинокля (телескопа) на данной неделе: Луна - Нептун, Луна - Марс, Луна - Уран, Луна Венера, Венера - Марс, Меркурий - пи Стрельца, Юпитер - Спика, Сатурн - тета Змееносца, Уран - мю Рыб, Нептун - лямбда Водолея, Церера - альфа Рыб, Веста - бета Близнецов, P/Honda-Mrkos-Pajdusakova (45P) - Альтаир.

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод. Видеокалендарь на месяц http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно иметь ввиду, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени....

Это интересно! Предыдущее полное солнечное затмение имело место: 30 января - в 1786 году, 31 января - в 0306 году, 1 февраля - в 1413 году, 2 февраля - в 0892 году, 3 февраля в 1459 году, 4 февраля - в 1609 году, 5 февраля - в 1962 году. Больше всего (за прошедшие две тысячи лет) полных затмений в эти дни было 3 февраля (7 затмений), а меньше всего - 31 января ( 1 затмение). Your Guide to the 2017 Total Solar Eclipse

Самый полный и точный ресурс по затмениям и прохождениям http://www.eclipsewise.com/eclipse.html

Сведении о явлениях прошлого и будущего - в Астрономическом календаре - справочнике .

Меркурий. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца. Наблюдать Меркурий можно на фоне утренней зари у юго-восточного горизонта левее и ниже Сатурна. Угловые размеры быстрой планеты составляют около 5,5 секунд дуги при блеске около 0m и фазе около 0,5. Расстояние от Земли увеличивается от 1,17 до 1,26 а.е. Положения планеты во время всех элонгаций 2017 года имеются в Астрономическом календаре на 2017 год. Космические исследования - Мессенджер.

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб. Угловое расстояние к западу от Солнца составляет 45 градусов, а видна она в виде яркой звезды по вечерам (около четырех часов). Тем не менее, возможны и дневные наблюдения Венеры невооруженным глазом (во второй половине дня). Видимый диаметр планеты увеличивается за неделю от 30,0 до 33,0 угловых секунд, а блеск имеет значение -4,5m при фазе около 0,4. Расстояние между Землей и Венерой уменьшается от 0,56 до 0,50 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс.

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб. Найти Марс можно над южным и юго-западным горизонтом (близ Венеры) в вечернее время в виде достаточно яркой звезды. Блеск планеты составляет около +1m, а видимый диаметр - около 5 секунд дуги. Расстояние между Марсом и Землей увеличивается до 1,88 а.е.. Космические исследования - MSL Curiosity.

Юпитер. Газовый гигант движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы (близ Спики). Юпитер виден в ночные и утренние часы над южным горизонтом. Угловой диаметр газового гиганта увеличивается от 38,8 до 39,6 секунд дуги при блеске -2,1m и расстоянии от Земли 4,98 а.е. (к концу недели).. В небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали, а также покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой. В любительские телескопы средней силы можно будет наблюдать прохождение теней спутников по поверхности самой большой планеты Солнечной системы. Конфигурации четырех больших спутников Юпитера (цветной график + таблица явлений) имеются в КН на январь и КН на февраль. Космические исследования - Галилео.

Сатурн. Окольцованная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца. Сатурн можно найти на утреннем небе у юго-восточного горизонта. Блеск планеты имеет значение +0,5m, а угловой диаметр - около 15 секунд дуги. В телескоп видно кольцо (при наклоне к наблюдателю под углом 27 градусов), а из спутников наиболее доступен Титан (8,0m). Расстояние от Земли до Сатурна уменьшается до 10,62 а.е.. Космические исследования - Кассини.

Уран. Планета (m= +5,9, d= 3,5 угл. сек) движется в одном направлении с Солнцем в созвездии Рыб (у границ с созвездием Кита и Овна) близ звезды мю Psc (4,8m). Уран можно найти на вечернем небе, воспользовавшись биноклем и звездной картой. Для рассмотрения диска планеты понадобится телескоп с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Ураном увеличивается от 20,24 до 20,35 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Нептун. Планета (m= +8,0, d= 2,4 угл. сек.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Нептун наблюдается вечером, а найти его среди звезд поможет карта пути планеты. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Нептуном увеличивается до 30,85 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (близ трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии 34,12 а.е. от Земли к концу недели. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты .

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата          a(2000.0)      d(2000.0)     r      delta   m  elon.   V      PA  сon.
Церера (1)
 1 Feb 2017   1h54m25.34s  + 5.88166 deg  2.807   2.865  8.9  76.7  40.48  57.2 Psc
 5 Feb 2017   1h58m09.84s  + 6.47053 deg  2.804   2.916  8.9  73.7  42.30  58.4 Psc
Веста (4)
 1 Feb 2017   7h47m22.39s  +24.67707 deg  2.496   1.541  6.5 161.9  36.62 288.9 Gem
 5 Feb 2017   7h43m32.63s  +24.98178 deg  2.493   1.556  6.6/strongза 2009 год 157.0  33.64 288.5 Gem
Метида (9)
 1 Feb 2017  10h54m34.12s  +16.92833 deg  2.267   1.348  9.4 152.2  29.76 305.2 Leo
 5 Feb 2017  10h51m44.52s  +17.38929 deg  2.272   1.333  9.3 156.7  33.09 302.1 Leo
Ирена (14)
 1 Feb 2017  10h44m22.11s  +22.50818 deg  2.228   1.298  9.3 154.5  30.38 320.8 Leo
 5 Feb 2017  10h42m02.56s  +23.13441 deg  2.223   1.278  9.2 158.2  32.84 315.9 LMi
Евномия (15)
 1 Feb 2017  10Изh17m18.04s  - 0.17238 deg  2.794   1.875  9.4 153.9  32.75 269.8
Sex
 5 Feb 2017  10h13m46.13s  - 0.15416 deg  2.801   1.862  9.4 158.2  34.77 272.4 Sex
Amphitrite (29)
 1 Feb 2017  11h24m51.59s  + 7.32265 deg  2.564   1.708  9.8 142.9  19.53 283.5 Leo
 5 Feb 2017  11h22m40.85s  + 7.45869 deg  2.567  /spanspan
lang=EN-US style='font-size:8.0pt;mso-ansi-language:EN-US;font-weight:normal;
mso-bidi-font-weight:bold' 1.680  9.7 147.5  23.54 284.1 Leo

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится московское =UT+3часа (всемирное время UT указывается отдельно). На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2017 год с общим обзором звездного неба и явлений января и февраля месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на январь, КН на февраль, Астрономическом календаре на 2017 год, Астрономическом календаре - справочнике, календаре Сalsky и в Альманахе .

30 января, 11 часов 19 минут (UT) - Покрытие Луной (Ф= 0,05+) Нептуна при видимости в Африке и Средней Азии.

31 января, вечер - Луна (Ф= 0,15+) близ Венеры.

01 февраля, вечер - Сближение Марса, Венеры и Луны (Ф= 0,17+) до 5 градусов.

02 февраля, утро - Луна (Ф= 0,3+) близ Урана.

03 февраля, ночь - Долгопериодическая переменная звезда Т Зайца близ максимума блеска (7m).

04 февраля, 04 часа 19 минут (UT) - Луна в фазе первой четверти.

05 февраля, 21 час 00 минут (UT) - Покрытие звезд Гиад и Альдебарана Луной при фазе около 0,7+ (покрытие звезд Гиад видно в России и СНГ).

05 февраля, 22 часа 26 минут (UT) - Покрытие звезды HIP49762 (8.3m) из созвездия Секстанта астероидом 3451 Mentor (Западная Сибиь и Казахстан) .

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Старлаб, Метеовеб, Большая Вселенная и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):