Астрономическая неделя с 12 по 18 декабря 2016 года Астрономическая неделя с 12 по 18 декабря 2016 года
26.10.2016 1:10 | Александр Козловский

На данной неделе Луна пройдет перигей орбиты (12 декабря), 13 декабря максимума действия достигнет метеорный поток Геминиды (ZHR= 120) из созвездия Близнецов и в этот же день произойдет покрытие Луной (Ф= 0,98) звезды Альдебаран при видимости в Западной Европе и Северной Америке. 14 декабря Луна примет фазу полнолуния, а 18 декабря произойдет покрытие Луной (Ф= 0,72) звезды Регул (первое из начавшейся серии) при видимости в Австралии и Антарктиде.

Солнце. Высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы составляет к концу недели 11 градусов, а долгота дня на той же широте уменьшается до 07 часов 00 минут. Видимый диаметр Солнца увеличивается до 32,51 минут дуги, а движется оно по созвездию Змееносца, в конце недели переходя в созвездие Стрельца. Текущие данные о Солнце и вид его поверхности на данное время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу первой четверти 7 декабря. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Овна, Тельца, Близнецов, Рака и Льва, изменяя фазу от 0,9 до 1,0 (в полнолуние), а затем до 0,7. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Овна, в этот же день перейдя в созвездие Тельца при фазе 0,94. Здесь 13 декабря в очередной раз произойдет покрытие ярких звезд скопления Гиады и Альдебарана Луной при фазе 0,98, а затем яркий лунный диск продолжит путь до созвездия Ориона, в котором побывает 14 декабря в фазе полнолуния. В эти дни ночное светило находится на наибольшей высоте над горизонтом. В созвездии Близнецов Луна проведет с 14 по 16 декабря, а затем перейдет в созвездие Рака. Здесь лунный овал пробудет до 17 декабря, вступив затем в созвездие Льва при фазе около 0,8. Пройдя южнее Регула (покрытие в Антарктиде и Австралии) ночное светило продолжит движение по просторам созвездия Льва до 20 декабря, когда достигнет созвездия Девы, приняв фазу последней четверти. Фаза Луны на текущий момент. Фазы Луны на будущее.

Из планет Солнечной системы: Меркурий виден на фоне вечерней зари, Венера и Марс наблюдаются по вечерам, Сатурн закончил вечернюю видимость (утренняя начнется на следующей неделе), Юпитер можно найти на утреннем небе, а Уран и Нептун видны вечером и ночью, но для их поисков понадобится бинокль или телескоп. Подробные эфемериды планет даются в печатной версии Астрономического календаря на 2016 год.

Из комет хвостатая странница C/2015 V2 (Johnson) постепенно набирает блеск (около 12m) медленно перемещаясь по созвездию Гончих Псов. Комета P/Honda-Mrkos-Pajdusakova (45P) обещает быть доступной биноклю в конце декабря 2016 года. Сейчас она движется по созвездию Стрельца и Козерога близ Венеры и быстро увеличивает блеск (до 9m к концу недели). Благодаря вспышке (до 12m), стала доступна любительским телескопам средней силы комета C/2016 U1 ( NEOWISE ). Эта небесная странница движется по созвездию Волопаса и Северной Короны недалеко от кометы C/2015 V2 (Johnson). Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в КН на декабрь, а на другие периоды - в Астрономическом календаре на 2016 год и Астрономическом календаре на 2017 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений - на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов самыми яркими являются Веста (6,9m) в созвездии Рака, а также Церера (8,3 m) и Мельпомена (9,1m) в созвездии Кита.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: RU HYA (8,4m) 12 декабря, Z CET (8,9m) 13 декабря, W AQR (8,9m) 14 декабря, T ERI (8,0m) 17 декабря.

Из основных метеорных потоков активны Геминиды из созвездия Близнецов, альфа-Гидриды, Моноцеротиды из созвездия Единорога и Урсиды из созвездия Большой Медведицы.

Некоторые пары светил, попадающие в поле зрения бинокля (телескопа) на данной неделе: Луна - Альдебаран, Луна - Веста, Луна - Регул, Меркурий - сигма Стрельца, Венера - тета Козерога, Марс - йота Водолея, Юпитер - тета Девы, Сатурн - тета Змееносца, Уран - мю Рыб, Нептун - лямбда Водолея, Веста - М44, P/Honda-Mrkos-Pajdusakova (45P) - Венера, C/2015 V2 (Johnson) - М51.

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод. Видеокалендарь на месяц http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно иметь ввиду, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени....

Архив недельных обзоров за прошлые годы http://arxiv.su/blogs/

Это интересно! Предыдущее полное солнечное затмение имело место: 12 декабря - в 1890 году, 13 декабря - в 1536 году, 14 декабря - в 1648 году, 15 декабря - в 1563 году, 16 декабря - 1694 году, 17 декабря - в 1713 году, 18 декабря - в 1191 году. Больше всего (за прошедшие две тысячи лет) полных затмений в эти дни было 13 и 16 декабря (по 6 затмений!), а меньше всего - 14 декабря (2 затмения). Your Guide to the 2017 Total Solar Eclipse

Из лунных затмений интересен тот факт, что 27 июля 2018 года произойдет самое продолжительное полное лунное затмение из затмений до конца века.

Меркурий. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца. Меркурий находится на вечернем небе, постепенно уменьшая элонгацию (до 16,5 градусов к концу недели). Такое удаление от Солнца позволяет наблюдать планету в средних широтах страны около получаса на фоне зари у юго-западного горизонта. Угловые размеры планеты увеличиваются от 7 до 8 секунд дуги при блеске +0,2m (к концу недели) и фазе, уменьшающейся до 0,3. Расстояние от Земли уменьшается от 1,00 до 0,81 а.е. В небольшой телескоп виден серп планеты без деталей. Положение планеты во время всех элонгаций 2016 года можно просмотреть в Астрономическом календаре на 2016 год, а во всех элонгациях 2017 года - в Астрономическом календаре на 2017 год. Космические исследования - Мессенджер.

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога. Угловое расстояние к западу от Солнца увеличивается до 45,5 градусов, а видна она на фоне вечерних сумерек в виде яркой звезды около трех часов. Тем не менее, возможны и дневные наблюдения Венеры невооруженным глазом (во второй половине дня). Видимый диаметр планеты увеличивается за неделю от 18,5 до 19,4 угловых секунд, а блеск имеет значение -4,3m при фазе около 0,6. Расстояние между Землей и Венерой уменьшается от 0,91до 0,86 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс.

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога, 15 декабря переходя в созвездие Водолея. Найти Марс можно над южным и юго-западным горизонтом в вечернее и ночное время в виде достаточно яркой звезды (при видимости более 4 часов). Блеск планеты придерживается значения +0,8m, а видимый диаметр за неделю уменьшается до 6,0 секунд дуги. Расстояние между Марсом и Землей увеличивается до 1,55 а.е.. Космические исследования - MSL Curiosity.

Юпитер. Газовый гигант движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы. Юпитер виден в утренние часы над юго-западным горизонтом. Угловой диаметр газового гиганта увеличивается от 33,7 до 34,2 секунд дуги при блеске -1,7m и расстоянии от Земли 5,75 а.е. (к концу недели).. Уже в небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали, а также покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой. В любительские телескопы средней силы можно будет наблюдать прохождение теней спутников по поверхности самой большой планеты Солнечной системы. Конфигурации четырех больших спутников Юпитера (цветной график + таблица явлений) имеются в КН на декабрь. Космические исследования - Галилео.

Сатурн. Окольцованная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца. Видимость Сатурна закончилась, а на утреннем небе он появится на следующей неделе. Блеск планеты имеет значение +0,5m, а угловой диаметр - около 15 секунд дуги. В телескоп в период видимости видно кольцо (достигающее в длину более 40 угловых секунд при наклоне к наблюдателю под углом 27 градусов), а из спутников наиболее доступен Титан (8,0m). Расстояние от Земли до Сатурна увеличивается до 11,02 а.е.. Космические исследования - Кассини.

Уран. Планета (m= +5,8, d= 3,5 угл. сек) движется попятно в созвездии Рыб (у границ с созвездием Кита и Овна) близ звезды мю Psc (4,8m). Уран можно найти на ночном небе, воспользовавшись биноклем и звездной картой. Для рассмотрения диска планеты понадобится телескоп с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Невооруженным глазом Уран можно будет наблюдать на безлунном прозрачном небе без посторонней засветки в начале недели. Расстояние между Землей и Ураном увеличивается от 19,43 до 19,53 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Нептун. Планета (m= +7,9, d= 2,4 угл. сек.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Нептун наблюдается большую часть ночи, а найти его среди звезд поможет карта пути планеты. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Положение самых далеких планет на небесной сфере имеются в Астрономическом календаре на 2016 год. Расстояние между Землей и Нептуном увеличивается до 30,24 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (близ трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии 34,16 а.е. от Земли к концу недели. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты .

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата      a(2000.0)     d(2000.0)      r      delta   m  elon.    V    PA   сon.
Церера (1)
13 Dec 2016   1h30m53.66s  - 0.25098 deg  2.843   2.229  8.3 119.3  13.01 350.0 Cet
16 Dec 2016   1h30m50.22s  + 0.01429 deg  2.841   2.263  8.4 116.4  13.73   1.8 Cet
Веста (4)
13 Dec 2016   8h30m23.87s  +19.99940 deg  2.528   1.724  7.1 136.2  15.27 312.4 Cnc
16 Dec 2016   8h29m21.08s  +20.21199 deg  2.527   1.696  7.0 139.5  18.40 307.8 Cnc
Мельпомена (18)
13 Dec 2016   2h04m18.90s  - 5.39232 deg  1.852   1.112  9.1 124.0  27.42  29.9 Cet
16 Dec 2016   2h05m35.73s  - 4.90412 deg  1.857   1.140  9.2 121.7  30.46  34.2 Cet

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится московское =UT+3часа (всемирное время UT указывается отдельно). На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2016 год с общим обзором звездного неба и явлений декабря месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на декабрь,span style='font-size:8.0pt'span style='font-size:8.0pt'/spana href= Астрономическом календаре на 2016 год, Астрономическом календаре на 2017 год,календаре Сalsky и в Альманахе .

12 декабря, 23 часа 30 минут (UT) - Луна (Ф= 0,98+) в перигее на расстоянии 358465 км (центр Земли.- центр Луны).

13 декабря, утро - Покрытие Луной (Ф= 0,99+) звезды Альдебаран и других звезд скопления Гиады.

13 декабря, вечер - Максимум действия метеорного потока Геминиды с часовым числом метеоров более 100.

14 декабря, 03 часа 06 минут - Полнолуние.

15 декабря, вечер - Меркурий близ звезды сигма Стрельца (2m).

16 декабря, утро - Комета C/2016 U1 ( NEOWISE ) близ звезды эпсилон Северной Короны (4,1m).

17 декабря, вечер - Долгопериодическая переменная звезда Т Эридана близ максимума блеска (7m).

18 декабря, 21 час 00 минут - Покрытие Луной (Ф= 0,7) Регула (начало серии покрытий) при видимости в Австралии и Антарктиде.

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Старлаб, Метеовеб, Большая Вселенная и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид юго-восточной и южной части полуночного неба 15 декабря в городах на широте Москвы.

Вид юго-восточной и южной части неба за час до восхода Солнца 15 декабря в городах на широте Москвы.

Вид южной и юго-западной части неба через полчаса после захода Солнца 15 декабря в городах на широте Москвы.

Астрономическая неделя в формате Word (версия для печати)

Астрономическая неделя в формате pdf (версия для печати)

Источники: Календарь Наблюдателя N12 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), http://saros70.narod.ru/ (календарь), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), http://www.astronet.ru/db/msg/1280744 (астрономические явления до 2050 года), http://www.calsky.com/ (он-лайн календарь), http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

span style='font-size:8.0pt'table width=a href=(каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), 100%