Астрономическая неделя со 2 по 8 мая 2016 года Астрономическая неделя со 2 по 8 мая 2016 года
29.04.2016 16:13 | Александр Козловский

На данной неделе Меркурий заканчивает вечернюю видимость, Луна проходит нисходящий узел орбиты, метеорный поток эта-Аквариды из созвездия Водолея достигает максимума действия (часовое число - 40 метеоров). 7 мая произойдет покрытие Луной (Ф= 0,01) астероида Веста, но наблюдать его не удастся из-за близости к Солнцу. 8 мая в очередной раз произойдет покрытие Луной (Ф= 0,04) звезды Альдебаран(+0,9m) при дневной видимости в России и СНГ. И уже на следующей неделе - 9 мая - Меркурий совершит прохождение по диску Солнца. Статью об этом явлении можно прочитать в журнале Небосвод за май 2016 года.

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы составляет 52 градуса, а долгота дня на той же широте достигнет 15 часов 50 минут. Видимый диаметр Солнца уменьшается до 31,70 минут дуги, а движется оно по созвездию Овна. Текущие данные о Солнце и вид его поверхности на данное время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу новолуния 6 мая. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Водолея, Рыб, Овна и Тельца, обладая утренней, а после новолуния - вечерней видимостью, изменяя фазу от 0,3 до 0,0. Начало недели Луна проведет в созвездии Водолея. 2 мая убывающий серп с фазой 0,25 сблизится с Нептуном, а 3 мая перейдет в созвездие Рыб, продолжая уменьшать фазу. В эти дни Луна наблюдается низко над горизонтом на утреннем небе. 5 мая тонкий серп сблизится с Ураном при фазе 0,05, имея самые большие угловые размеры в этом месяце (более 33 угловых минут). Это связано с тем, что Луна 6 мая пройдет перигей, сблизившись с Землей до 360000 километров. Перейдя в созвездие Овна 6 мая, Луна примет фазу новолуния и перейдет на вечернее небо, быстро набирая высоту над западным горизонтом. В эти дни Луна сблизится с Меркурием и Венерой, но эти сближения останутся незамеченными. 7 мая растущий серп перейдет в созвездие Тельца, а на следующий день покроет главную звезду созвездия - Альдебаран. Это событие будет наблюдаться на дневном небе на всей южной половине России. Фаза Луны при этом покрытии составит 0,04. Фаза Луны на текущий момент. Фазы Луны на будущее .

Из планет Солнечной системы: Меркурий и Венера не видны. Марс и Сатурн можно наблюдать на ночном и утреннем небе. Юпитер виден большую часть ночи. Уран и Нептун находятся на утреннем небе, но наблюдать можно только Нептун.

Из комет хвостатая странница C/2014 S2 ( PanSTARRS ) с блеском около 9m движется по созвездию Большой Медведицы. Доступна для наблюдений комета 252P/LINEAR в созвездии Змееносца с блеском около 7m. Карты путей комет и астероидов имеются в КН на май и Астрономическом календаре на 2016 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений - на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов самый высокий блеск (8,3m) имеет Веста, перемещающаяся по созвездию Тельца.

Среди основных метеорных потоков активность проявляют эта-Аквариды.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: RT CYG (7,3m) 7 мая, Z CYG (8,7m) 8 мая.

Некоторые пары светил, попадающие в поле зрения бинокля (телескопа) на данной неделе: Луна - Нептун, Луна - Уран, Луна - Венера, Луна - Меркурий, Луна - Альдебаран, Марс - бета Скорпиона, Юпитер - хи Льва, Уран - эпислон Рыб, Нептун - лямбда Водолея, комета 252P/LINEAR каппа Змееносца.

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод за май 2009 года. Видеокалендарь на месяц http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Меркурий. Планета движется попятно по созвездию Овна. Меркурий виден непродолжительное время в начале недели, а затем скрывается в лучах заходящего Солнца. В телескоп наблюдается небольшой серп, замываемый атмосферными потоками. Видимый диаметр Меркурия достигает 12 угловых секунд, а фаза уменьшается от 0,06 до 0,0. Элонгация к концу недели уменьшается до 1 градуса. Расстояние от Земли меняется от 0,61 до 0,56 а.е.. 9 мая Меркурий пройдет нижнее соединение с Солнцем и пройдет по диску дневного светила. Предыдущее майское прохождение планеты по диску Солнца можно было наблюдать в 2003 году. Космические исследования - Мессенджер.

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем в созвездии Овна. Угловое расстояние к западу от Солнца уменьшается до 8 градусов, поэтому наблюдения Венеры на территории нашей страны практически невозможны. Видимый диаметр планеты имеет значение около 10 угловых секунд. Блеск сохраняется на уровне -3,8m при фазе около 1. Расстояние между Землей и Венерой увеличивается до 1,71 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс.

Марс. Загадочная планета перемещается попятно по созвездию Скорпиона. Найти Марс можно над восточным и южным горизонтом в ночное и утреннее время. Детали на поверхности планеты можно наблюдать уже в небольшой телескоп. Блеск планеты увеличивается до -1,7m, а видимый диаметр возрастает от 16,2 до 17,2 секунд дуги. Расстояние между Марсом и Землей уменьшается от 0,57 до 0,54 а.е.. Марс приближается к своему противостоянию (22 мая), поэтому условия его видимости, не смотря на низкое положение над горизонтом, улучшаются. Видимый диаметр планеты достигнет максимального значения 18,6 угловых секунд в конце мая. Космические исследования - MSL Curiosity.

Юпитер. Газовый гигант имеет попятное движение, перемещаясь по созвездию Льва. Юпитер виден большую часть ночи в виде самой яркой звезды ночного неба. Угловой диаметр газового гиганта уменьшается до 39,9 секунд дуги при блеске -2,1m и расстоянии от Земли 4,84 - 4,94 а.е.. Уже в небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали, а также покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой. В любительские телескопы средней силы можно будет наблюдать прохождение теней спутников по поверхности самой большой планеты Солнечной системы. Конфигурации четырех больших спутников Юпитера (цветная карта + таблица явлений) имеются в КН на май. Космические исследования - Галилео.

Сатурн. Окольцованная планета перемещается в попятно по созвездию Змееносца (севернее Антареса). Найти Сатурн можно в ночное и утреннее время близ Марса. Блеск Сатурна имеет значение +0,2 m, а угловой диаметр - более 18 секунд дуги. В телескоп видно кольцо (достигающее в длину более 40 угловых секунд при наклоне к наблюдателю под углом 26 градусов), а из спутников наиболее доступен Титан (8,0m). Расстояние от Земли до Сатурна уменьшается до 9,11 а.е.. Космические исследования - Кассини.

Уран. Планета (m= +6,0, d= 3,4 угл. сек.) движется в одном направлении с Солнцем в созвездии Рыб (у границы с созвездием Кита) близ звезды эпсилон Psc (4,2m). Уран закончил вечернюю видимость и теперь проявится на утреннем небе лишь в мае. Для рассмотрения диска планеты понадобится телескоп с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Ураном уменьшается до 20,86 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Нептун. Планета (m= +8,0, d= 2,3 угл. сек.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m), с которой сближается до полградуса. Нептун виден на утреннем небе. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Положение самых далеких планет на небесной сфере можно просмотреть на звездных картах в Астрономическом календаре на 2016 год. Расстояние между Землей и Нептуном уменьшается до 30,33 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (близ трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии 32,55 а.е. от Земли к концу недели. Для визуальных наблюдений Плутона (в периоды наилучшей видимости) необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм и прозрачное небо. Космические исследования - Новые Горизонты .

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата       a(2016.0)   d(2016.0)     r      delta  m   elon.    V    PA   сon.
Церера (1)
 4 May 2016   0h39m07.84s  S 4 58.038'  2.960   3.695  9.3  37.5  54.59  69.3 Cet
 7 May 2016   0h43m11.30s  S 4 35.071'  2.959   3.670  9.3  39.3  54.14  69.5 Cet
Юнона (3)
 4 May 2016  14h31m10.29s  S 0 09.068'  3.290   2.309 10.1 163.8  33.08 293.3 Vir
 7 May 2016  14h28m47.95s  N 0 06.030'  3.292   2.319 10.1 161.7  32.23 292.0 Vir
Веста (4)
 4 May 2016   3h31m03.31s  N15 14.404'  2.561   3.543  8.3  11.1  65.73  73.9 Tau
 7 May 2016   3h36m16.89s  N15 36.019'  2.562   3.551  8.3   9.6  65.77  74.4 Tau
Ирида (7)
 4 May 2016  16h50m03.21s  S24 39.827'  2.890   1.975  9.9 149.5  25.09 281.6 Oph
 7 May 2016  16h47m49.02s  S24 33.136'  2.887   1.952  9.9 152.9  27.52 281.8 Oph

a  прямое восхождение для эпохи 2016.0,  d - склонение для эпохи 2016.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится московское =UT+3часа (всемирное время UT указывается отдельно). На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2016 год с общим обзором звездного неба и явлений мая месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на май, Астрономическом календаре на 2016 год, Астрономических явлениях до 2050 года, Кратком Астрономическом календаре на 2016 - 2050 годы, календаре Сalsky и в Альманахе .

02 мая, утро - Луна (Ф= 0,25) близ Нептуна.

03 мая, вечер - Меркурий заканчивает вечернюю видимость.

04 мая и всю неделю, утренние и вечерние сумерки - Возможность появления серебристых облаков.

05 мая, 20 часов 00 минут (UT) - Метеорный поток эта-Аквариды в максимуме действия.

06 мая, 21 час 29 минут - Новолуние.

07 мая, ночь - Долгопериодическая переменная звезда RТ Лебедя близ максимума блеска (6m).

08 мая, 08 часов 00 минут (UT) - Покрытие Луной (Ф= 0,04) звезды Альдебаран (+0,9m)

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Старлаб, Метеовеб, Астрокот и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид южной и юго-западной части полуночного неба 5 мая в городах на широте Москвы. Во врезке показан вид Юпитера, Марса и Сатурна в телескоп.

Вид восточной и юго-восточной части неба за час до восхода Солнца 5 мая в городах на широте Москвы.

Вид западной и северо-западной части неба через час после захода Солнца 5 мая в городах на широте Москвы.

Астрономическая неделя в формате Word (версия для печати)

Астрономическая неделя в формате pdf (версия для печати)

Источники: Календарь Наблюдателя N04 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), http://saros70.narod.ru/ (календарь), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), http://www.astronet.ru/db/msg/1280744 (астрономические явления до 2050 года), http://www.calsky.com/ (он-лайн календарь), http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

/span