Астрономическая неделя со 2 по 8 апреля 2012 года Астрономическая неделя со 2 по 8 апреля 2012 года
30.03.2012 8:40 | Александр Козловский

На данной неделе Венера проходит южнее звездного скопления Плеяды, а Меркурий переходит от попятного движения к прямому. Из планет Солнечной системы Венера и Юпитер наблюдаются на фоне вечерних сумерек. Меркурий, Уран и Нептун находятся на утреннем небе, но из этих планет наблюдать можно лишь Нептун, а Меркурий виден только в южных широтах. Марс и Сатурн доступны для наблюдений с вечера и до утра. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Рака, Льва, Девы и Весов, обладая ночной видимостью. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Рака (до полуночи 3 апреля), увеличив фазу до 0,8. Дальнейший путь Луны будет пролегать по созвездиям Льва и Секстанта. Около полуночи 4 апреля ночное светило (Ф= 0,88) окажется южнее Марса и Регула, а после полудня 5 апреля перейдет в созвездие Девы, увеличив фазу до 0,98. Здесь около полуночи 7 апреля наступит полнолуние, а сама Луна будет находиться близ Спики и Сатурна. По созвездию Весов яркий лунный диск совершит путешествие 8 и 9 апреля.. Из комет Garradd (C/2009 P1) имеет блеск слабее 7m, перемещаясь по созвездию  Большой Медведицы. Среди астероидов первенство по яркости принадлежит Весте (8,1m), которая находится в созвездии Кита, но наблюдать ее в любительские телескопы не представляется возможным из-за близости к Солнцу. Из относительно ярких (до 9,0m фот.) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнет: RR LIB 8,6m - 3 апреля, RY OPH 8,2m - 7 апреля, T CEN 5,5m - 9 апреля, S LIB 8,4m - 9 апреля. Дополнительно - Астрономический календарь на 2012 год. Вышел в свет Астрономический календарь на 2013 год. Ясного неба и успешных наблюдений!

Памятные даты недели:

2 апреля 1865 г. родился советский астроном и революционный деятель Павел Карлович Штернберг. Вся его научная и педагогическая деятельность связана с Московским университетом. Основные его труды посвящены изучению вращения Земли, фотографической астрометрии и гравиметрии. В 1892-1903 гг. он выполнил капитальное исследование Широта Московской обсерватории в связи с движением полюсов. Фотографические наблюдения двойных звезд, которые проводил Штернберг, были одними из первых в науке строго разработанными попытками использования фотографических методов для точных измерений взаимного положения пар звезд. Полученные им сотни фотоснимков двойных звезд и других объектов служат и до настоящего времени хорошим материалом для специальных исследований. Штернберг был одним из первых представителей научной интеллигенции России, которые вступили в партию большевиков. После революции 1905 г. он включился в подпольную работу Московской большевистской организации, по заданию которой осуществил смелое мероприятие по съемке детального плана Москвы. В 1917 г. он руководил боевыми действиями революционных сил Замоскворецкого района, а в 1918 г. возглавил Отдел высшей школы Народного комиссариата просвещения. С 1919 г. Штернберг на Восточном фронте: он - член Реввоенсовета фронта. В рядах Красной Армии провел он последний и самый напряженный год своей жизни, участвуя в разгроме Колчака и установлении Советской власти в Сибири. Во время переправы через Иртыш машина, на которой ехал Штернберг, провалилась под лед. Ученый тяжело заболел и 1 февраля 1920 г. умер.

2 апреля 1963 г. к Луне направлена очередная советская автоматическая станция "Луна-4" для исследования окололунного пространства и отработки новых бортовых систем станции в условиях космического полета.

3 апреля 1841 г. родился немецкий астроном Герман Карл Фогель. В течение долгого времени ученый работал в Потсдамской обсерватории, которую возглавлял около четверти века, будучи ее первым директором. Научные работы Фогеля относятся к астроспектроскопии. Он выполнил спектральные наблюдения всех планет от Меркурия до Нептуна, многих комет, туманностей, новых звезд; исследовал в лаборатории спектральными методами вещество метеоритов. С помощью сконструированного им универсального спектрографа обнаружил периодические изменения лучевой скорости Алголя (β Персея) и доказал, что переменность блеска этой звезды вызвана затмениями в двойной системе. Умер Фогель 13 августа 1907 г.

6 апреля 1880 г. родился советский астроном Александр Яковлевич Орлов. Работал ученый в Тартуской, Пулковской обсерваториях; директор Одесской, Полтавской, Карпатской обсерваторий, а также Главной астрономической обсерватории АН УССР под Киевом. Основные научные работы Орлова посвящены изучению приливных колебаний силы тяжести, движения полюсов Земли, геодезии, геофизике, а также исследованию комет. Он обнаружил в результатах широтных наблюдений медленные изменеия широт, не связанные с изменением положения полюса, разработал способ выделения этих изменеий и их исключения (способ Орлова). Вычислил координаты полюсов Земли, свободные от этих медленных изменеий широт. Тщательное изучение некоторых особенностей движений полюсов дало возможность ученому разработать способ определения координат полюсов по наблюдениям на одной станции. Этот способ применялся советской Службой широты для срочных вычислений координат полюсов. Он выполнил также работы по исследованию трехосности земного эллипсоида, векового движения полюсов Земли, по выявлению лунных полумесячных изменеий широты, определению некоторых параметров нутации. Ученый занимался предвычислением появления кометы Галлея. Вывел новые, более экономичные и удобные формулы для вычисления гелиоцентрических координат частиц кометного хвоста или кометного облака. Под его руководством был обработан 18-летний ряд наблюдений солнечных пятен, проведенных в Одессе, в результате чего было определено точное положение солнечного экватора и изучены собственные движения солнечных пятен по широте. Умер Орлов 28 января 1954 г.

6 апреля 1890 г. родился французский астроном Андре Данжон. Основные его исследования связаны с практической астрономией. Данжон создал несколько оригинальных приборов для астрофотометрии, с помощью которых изучал переменные звезды, отражательную способность планет. Широкое распространение в обсерваториях многих стран мира получила призменная астролябия Данжона - инструмент для определения долготы (времени) и широты места. Много сил вложил Данжон в развитие астрономии во Франции. Под его руководством были созданы новые астрономические центры и реконструированы и оснащены современными инструментами существующие обсерватории. Умер Данжон 21 апреля 1967 г.

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы составляет 40 градусов (на середину недели). Моменты начала и конца гражданских (Грж.) и навигационных (Нав.) сумерек, а так же восход, заход Солнца и долгота дня для Москвы на неделю указаны в таблице.

дата Нав. Грж.  Восход Заход  Грж.  Ночь  Дол.дня
 02 05:16 06:11  06:57 20:09  20:55 21:51  13:12
 03 05:13 06:09  06:54 20:11  20:57 21:53  13:16
 04 05:10 06:06  06:52 20:13  20:59 21:56  13:21
 05 05:07 06:03  06:49 20:15  21:02 21:58  13:26
 06 05:04 06:00  06:47 20:17  21:04 22:01  13:30
 07 05:00 05:58  06:44 20:19  21:06 22:04  13:35
 08 04:57 05:55  06:42 20:21  21:08 22:06  13:39

Текущие данные о Солнце и вид его поверхности на данное время. Видимый диаметр Солнца составляет 31'58" (на середину недели). Дневное светило движется по созвездию Рыб.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу полнолуния 6 апреля. Фаза on-line - на сайте Наедине с космосом В таблице указаны моменты восхода, верхней кульминации, захода, высота верхней кульминации, фаза, радиус и экваториальные координаты Луны на момент верхней кульминации для Москвы. Лд - либрация Луны по долготе, Лш - либрация Луны по широте, Дт - долгота утреннего терминатора (либрации - на 00:00 для Москвы).

дата Восх  ВК   Заход ВКг. фаза  радиус   координаты (ВК)    Лд    Лш      Дт
 02 14:34 22:01 04:49 +44o 0,79  15'49"   09:17,1  +10o00'  -7,9   6,6    35,3
 03 15:56 22:51 05:10 +39o 0,87  16'05"   10:11,5  +04o58'  -7,5   7,2    47,4
 04 17:20 23:42 05:29 +34o 0,94  16'20"   11:06,7  -00o34'  -6,6   7,4    59,6
 05 18:48   -   05:47   -    -      -                       -5,2   7,3    71,8
 06 20:18 00:35 06:07 +28o 0,99  16'32"   12:03,6  -06o16'  -3,4   6,7    84,0
 07 21:49 01:30 06:29 +23o 1,00  16'39"   13:02,8  -11o43'  -1,4   5,8    96,2
 08 23:18 02:28 06:56 +18o 0,98  16'40"   14:04,6  -16o28'  0,6    4,4    108,4

На этой неделе Луна 4 апреля при фазе 0,9 сблизится с Марсом, а 7 апреля при фазе 0,99 - с Сатурном.

Интернет-журнал RealSky (автор Роман Бакай) предлагает любителям астрономии цикл эксклюзивных статей о Луне.

Меркурий. Планета движется попятно по созвездию Рыб, меняя движение на прямое 4 апреля. Видимость Меркурия в средних широтах неблагоприятна из-за малого склонения (меньшего, чем у Солнца), хотя к концу недели он отдаляется от Солнца на 25 градусов к западу. В южных районах страны планету можно найти на фоне утренней зари. Угловой диаметр Меркурия составляет 10 секунд дуги (фаза - около 0,2) при блеске +1m в конце недели. Расстояние от Земли увеличивается за неделю до 0,72 а.е.. Зонд Мессенджер находится на орбите вокруг планеты. Дополнительно - Небосвод 1 за 2009 год.

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Тельца при элонгации 45,5 гр. к востоку. Венера наблюдается на вечернем небе, а видимость ее составляет около четырех часов. Самую яркую планету легко заметить в виде звезды над западным горизонтом с наступлением навигационных сумерек. Блеск Вечерней Звезды придерживается значения -4,5m. Видимый диаметр планеты в конце недели составляет 26 угловых секунд при фазе около 0,45. Расстояние между Землей и Венерой уменьшается до 0,61 а.е.. На орбите вокруг Венеры обращается аппарат Венера-Экспресс. Дополнительно - Небосвод 2 за 2009 год.

Марс. Загадочная планета движется попятно в созвездии Льва. Марс виден всю ночь, продолжая благоприятное время для наблюдений его в телескоп. Блеск планеты имеет значение -0,6m, а видимый диаметр составляет около 12 секунд дуги. Расстояние между Марсом и Землей увеличивается до 0,75 а.е.. Планету изучают несколько искусственных спутников и марсоходы Спирит и Оппортьюнити. Дополнительно - Небосвод 3 за 2009 год.

Юпитер. Газовый гигант имеет прямое движение и перемещается по созвездию Овна. Юпитер наблюдается в вечернее время менее 2 часов западнее Венеры. Угловой диаметр его составляет 34 секунды дуги при блеске -2,0m, а расстояние до Земли увеличивается за неделю до 5,87 а.е.. В бинокль или небольшой телескоп можно наблюдать четыре больших спутника Юпитера. Конфигурации (затмения, покрытия, прохождения, соединения) спутников имеются в КН на апрель. Планету-гигант в недавнем прошлом исследовал аппарат Галилео. Дополнительно - Небосвод 5 за 2009 год.

Сатурн. Окольцованная планета перемещается попятно по созвездию Девы в нескольких градусах левее Спики. Сатурн можно наблюдать в ночное время в течение девяти часов. Блеск планеты составляет +0,4m при угловом диаметре 19 секунд дуги. Расстояние от Земли до Сатурна уменьшается за неделю до 8,73 а.е.. Дополнительно - Небосвод 6 за 2009 год. Планету и систему ее спутников изучает аппарат Кассини. Подробности о космических исследованиях и другие новости астрономии на http://novoteka.ru/r/ScienceAndTechnologies/Cosmos/Astronomy

Уран. Планета (m= +5,9, d= 3,6 угл. сек.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб. Вечерняя видимость планеты закончилась. Расстояние от Земли до Урана уменьшается за неделю до 21,04 а.е.. Планета исследовалась аппаратом Вояджер-2. Дополнительно - Небосвод 7 за 2009 год.

Нептун. Планета (m= +7,8, d= 2,3 угл. сек.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея. Нептун находится на утреннем небе, а видимость его составляет менее получаса. Положение самых далеких планет на небесной сфере можно просмотреть в КН на январь 2012 года и Астрономическом календаре на 2012 год. Расстояние между Землей и Нептуном к концу недели уменьшается до 30,67 а.е. Планета исследовалась аппаратом Вояджер-2. Дополнительно - Небосвод 12 за 2008 год.

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14m) находится в созвездии Стрельца у границы с созвездием Змеи и Щита (близ M25) на расстоянии 32,02 а.е. от Земли (к концу недели). Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм и прозрачное небо. К планете направляется аппарат Новые Горизонты. Дополнительно - Небосвод 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astromyth.tau-site.ru/Constellations/index.htm (все о созвездиях) и http://astro.websib.ru

Эфемериды планет и некоторых астероидов на середину недели

05/04/2012 00:00 для Москвы. Эпоха 2000.0 (расстояние до Луны - в радиусах Земли).

Прямое восх.      Склонение     Блеск  Расст.(а.е.) Видимость  Восх   ВК   Заход
УРАН            00h 19m 20.9s     +01o20'34.3"   +6,1   21,056032          -   06:41 12:53 19:04
СОЛНЦЕ          00h 56m 16.8s     +06o00'51.8"   -26,0  1,000345     13:26     06:49 13:32 20:15
Веста           01h 14m 28.2s     +02o24'52.7"   +7,9   3,463241           -   07:30 13:49 20:08
Церера          01h 51m 20.7s     +05o05'12.0"   +8,6   3,831584           -   07:51 14:25 21:00
ЮПИТЕР          02h 47m 11.9s     +15o12'47.6"   -2,0   5,844516     02:00 в   07:42 15:21 22:59
ВЕНЕРА          03h 51m 47.0s     +23o59'02.3"   -4,5   0,642892     04:17 в   07:37 16:27 01:17
МАРС            10h 28m 26.4s     +12o57'12.7"   -0,6   0,765373     09:06*н*  15:38 23:00 06:26
ЛУНА            11h 07m 12.1s     -00o37'55.0"   -12,0  57,333904    08:47 вн  18:48   -   05:47
САТУРН          13h 43m 33.4s     -07o45'28.0"   +0,4   8,737695     09:06*н*  20:58 02:19 07:36
НЕПТУН          22h 16m 59.1s     -11o16'14.4"   +8,0   30,720357    00:11 у   05:55 10:51 15:47
Паллада         23h 00m 39.2s     +02o07'09.6"   +10,0  4,098006     00:47 у   05:18 11:35 17:51
МЕРКУРИЙ        23h 36m 48.7s     -02o30'19.3"   +1,4   0,668179           -   06:22 12:11 17:59

05 апреля 2012 года 00:00 по московскому времени. Сближения менее 20 градусов у светил:
+00 59,3' :   ВЕНЕРА - Плеяды
+17 14,3' :   НЕПТУН -  Паллада
+17 32,1' :   ВЕНЕРА -  ЮПИТЕР
+19 17,3' :   ЛУНА - Регул
+19 40,8' :   УРАН -  Паллада

Астероиды. На этой неделе блеск 10m превысят доступные для наблюдений астероиды:

1 Церера (m=9,0) - в созвездии Рыб, 4 Веста (m=8,1) - в созвездии Кита, 5 Астрея (m=9,8) - в созвездии Льва, 8 Флора (m=9,9) - в созвездии Девы. Дополнительно - Небосвод 4 за 2009 год.

Кометы. Garradd (C/2009 P1) движется по созвездию Большой Медведицы, имея блеск слабее 7m. Карты и эфемериды планет, комет и астероидов имеются в КН на апрель и Астрономическом календаре на 2012 год. Подробнее о кометах и других небесных объектах на http://www.starlab.ru/forumdisplay.php?f=58 и http://severastro.narod.ru/comnew.htm. Дополнительно - Небосвод 9 за 2009 год. Литература - Кометы и методы их наблюдений и Открытие за неделю. Новости наблюдательной и общей астрономии на АСТРОНЕТ - http://vo.astronet.ru/planet

Основные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится московское. Если время всемирное, то это указывается (UT). Другие явления в КН на апрель и Астрономическом календаре на 2012 год (печатная версия). Общий обзор вида звездного неба на http://saros70.narod.ru/. Веб-версия календаря на 2012 год на сайте Сергея Гурьянова. На сайте Александра Кузнецова выложен АК на 2012 год и календари для крупных городов.

02 апреля и до конца недели, вечер - Венера близ Плеяд.

03 апреля, вечер - Луна (Ф= 0,87) близ Марса.

04 апреля, 13 часов 06 минут - Меркурий в стоянии по прямому восхождению. Переход от попятного к прямому движению.

05 апреля, вечер - Окончание вечерней видимости астероида Церера.

06 апреля, 23 часа 19 минут - Полнолуние.

07 апреля, 20 часов 52 минуты - Луна (Ф= 0,99) в перигее. R= 56,181

08 апреля, вечер - Астероид Евномия проходит южнее звезды Элнат (бета Тельца)

Дополнительно о наблюдениях на Астрофоруме, ДваСтрельца, Метеовеб, RealSky, Наедине с космосом и Астрономические опыты

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид юго-восточной и южной части полуночного неба 5 апреля в городах на широте Москвы. Во врезке показан вид Марса и Сатурна (рядом - Тефия) в телескоп.

Вид юго-восточной и южной части неба за час до восхода Солнца 5 апреля в городах на широте Москвы. Указано положение астероида Юнона.

Вид юго-западной и западной части неба через час после захода Солнца 5 апреля в городах на широте Москвы. Во врезке показан вид Венеры и Юпитера (на диске - Европа) в телескоп.

Для городов севернее и южнее Москвы небесные тела будут располагаться в указанное время, соответственно, несколько ниже и выше (на разницу широт) относительно их мест на небосводе Москвы. Положения планет на рисунках примерно одинаковы в течение недели в указанное время.

Астрономическая неделя в формате Word (версия для печати)