Каплан Самуил Аронович

10/10/1921 – 11/06/1978
"Астрономы"

Советский астроном. Р. в Рославле (Смоленской обл.). В 1945 окончил Ленинградский педагогический ин-т им. А. И. Герцена, в 1948 - аспирантуру при Ленинградском ун-те. В 1948-1961 работал во Львовском ун-те (заведовал отделом астрофизики в обсерватории ун-та, был профессором кафедры теоретической физики). С 1961 работал в Научно-исследовательском радиофизическом ин-те в Горьком, профессор Горьковского ун-та.

Основные научные работы относятся к теоретической астрофизике. Занимался теорией белых карликов: впервые нашел предел их плотности, обусловленный эффектами общей теории относительности, построил теорию охлаждения белых карликов (теория Каплана-Местела). Нашел радиус последней устойчивой орбиты в поле Шварцшильда. Получил ряд важных результатов в динамике межзвездной среды, Определял параметры межзвездной турбулентности, показал большую роль излучения в теории межзвездных ударных волн и ионизационных разрывов, построил теорию волн с высвечиванием. Разрабатывал теорию турбулентности в магнитном поле, исследовал распространение быстрых частиц в межзвездных магнитных полях. Ряд работ посвящен теории переноса излучения в нестационарной среде. Каплан является одним из пионеров плазменной астрофизики. Совместно с В. Н. Цытовичем выполнил расчеты вероятностей различных плазменных процессов, приводящих к генерации мощного радиоизлучения и ускорению быстрых частиц в космических источниках. Эти расчеты легли в основу многих работ по теории радиоизлучения Солнца, по теории пульсаров и галактических ядер. Автор монографий «Межзвездная газодинамика» (1958), «Межзвездная среда» (совместно с С. Б. Пикельнером, 1963), «Плазменная астрофизика» (совместно с В. Н. Цытовичем, 1972), «Размерности и подобие астрофизических величин» (совместно с Э. А. Дибаем, 1976), «Физика плазмы солнечной атмосферы» (совместно с С. Б. Пикельнером и В. Н. Цытовичем, 1977), «Физика межзвездной среды» (совместно с Пикельнером, 1979). Написал ряд научно-популярных книг, из которых наиболее известна «Физика звезд» (3-е изд. 1977). [75]