Гаусс Карл Фридрих
(Gauss, Karl Friedrich)
Гаусс Карл Фридрих
30/04/1777 – 23/02/1855
"Астрономы"

Немецкий математик, астроном и геодезист, член Гёттингенской АН (1807). Р. в Брауншвейге в семье водопроводчика. Уже в детском возрасте проявил ярко выраженные математические способности. В 1795-1798 учился в Гёттингенском ун-те. С 1807 - профессор математики и астрономии Гёттингенского ун-та и одновременно директор обсерватории. К концу учебы в ун-те подготовил фундаментальную работу по теории чисел и высшей алгебре «Арифметические исследования» (издана в 1801). Мировую известность приобрел после разработки им метода вычисления эллиптической орбиты планеты по трем наблюдениям. Применение этого метода к малой планете Церера дало возможность вновь найти ее на небе после того, как она была утеряна вскоре после ее открытия Дж. Пиаци в 1801. В фундаментальной работе «Теория движения небесных тел» (1809) Гаусс изложил методы вычисления планетных орбит, с небольшими усовершенствованиями используемые и в наше время. Новый перевод этой книги на русский язык был выполнен А. Н. Крыловым (Крылов А. Н. Собр. трудов, т. 6, 1936). После 20-летней работы преимущественно в области астрономии (1800-1820) Гаусс занялся исследованиями по геодезии. Получив практическое задание произвести геодезическую съемку Ганноверского королевства и составить его детальную карту, он не только осуществил это, но и разработал основы новой науки - высшей геодезии, имеющей целью математическое описание действительной формы земной поверхности. В процессе выполнения этой работы Гаусс руководил измерением дуги меридиана между Гёттингеном и Альтоной. Основы новой науки изложены им в труде «Исследования о предметах высшей геодезии» (1842-1847). Большое значение для всех наук, связанных с обработкой результатов наблюдений или экспериментов, имели предложенные Гауссом методы получения наиболее вероятных значений измеряемых величин. Для этой цели он разработал (1821-1823) так называемый способ наименьших квадратов и сформулировал основные принципы теории оши! бок.

Внес большой вклад в исследование земного магнетизма, создал основы теории потенциала, а также разработал теорию построения изображений в системах линз («оптика Гаусса»). Разносторонние исследования Гаусса в области математики, астрономии, физики и геодезии были тесно связаны друг с другом. Для него характерно умение переходить от прикладных задач к фундаментальным вопросам теоретического характера. Большой интерес для истории астрономии представляет переписка Гаусса с астрономами Г. X. Шумахером (издана в 1860-1865) и Ф. В. Бесселем (издана в 1880), а также его дневники. Собрание сочинений Гаусса издано в 1863-1929.

Иностранный почетный член Петербургской АН (1824). [163]