Декарт Рене (Картезий)
(Descartes, René; Cartesius, Renatus)
Декарт Рене (Картезий)
31/03/1596 – 11/02/1650
"Астрономы"

Французский философ, математик физик. Р. в Лаэ (Турень). Воспитывался в иезуитском коллегиуме Ла Флеш в Анжу. Служил в армии, которую оставил в 1621. После нескольких лет путешествий поселился в Нидерландах, где провел двадцать лет в уединенных научных занятиях. В 1649 по приглашению шведской королевы Кристины переселился в Стокгольм.

Декарт положил начало аналитической геометрии, создал метод координат, значительно улучшил символику обозначений в математике. Ввел понятие переменной величины, или функции. Его сочинение «Геометрия» (1637) оказало большое влияние на развитие математики. В астрономии известен как автор космогонической гипотезы - теории вихрей, которая в течение некоторого времени соперничала с теорией всемирного тяготения. Считал, что Солнце (как и остальные звезды) окружено эфирным веществом, которое распространяется на большие расстояния по всем направлениям. Вращаясь, Солнце приводит во вращательное движение близлежащие области этого вещества, затем они, в свою очередь, передают его следующим областям, так что, наконец, вся масса приходит во вращение. В этом эфирном вихре мчатся планеты вокруг Солнца. Однако Декарт не смог сформулировать законы планетных движений, поэтому его гипотеза не получила дальнейшего развития.

Философское учение Декарта в противоположность средневековым воззрениям основывалось на представлении о беспредельности и однородности мировой материи (пространства), которая не имеет пустот и бесконечно делима. [108]