Астрономическая неделя с 7 по 13 августа 2017 года Астрономическая неделя с 7 по 13 августа 2017 года
1.06.2017 21:31 | Александр Козловский

На данной неделе в ночь с 7 на 8 августа произойдет частное лунное затмение, которое будет видно почти на всей территории России и СНГ (кроме самых восточных и самых северных материковых районов). Максимальная фаза затмения составит 0,25 (Луна пройдет через северную часть земной тени), но примечательно то, что до начала и после окончания частного затмения Луна полностью будет находиться в земной полутени. Частное затмение начнется в 20 часов 22 минуты по московскому времени, а закончится в 22 часа 19 минут, продлившись более двух часов. Однако потемнение лунного края можно будет заметить и ранее (полутеневая фаза). Время начала и окончания затмения одинаково на всей территории страны (с учетом разницы часовых поясов). На следующий день после затмения Луна (Ф= 0,99-) окажется в нисходящем узле орбиты, а 9 августа произойдет покрытие Луной (Ф= 0,95-) планеты Нептун при видимости в Антарктиде и Австралии. 12 августа Меркурий достигнет стояния с переходом к попятному движению, а метеорный поток Персеиды - максимума действия (часовое число метеоров - 120). В конце недели Луна пройдет близ Урана при фазе около 0,7-. Кроме этого, имеется возможность наблюдения серебристых облаков, которые появляются на фоне утреннего и вечернего сумеречного сегмента. В созвездии Щита появилась Новая звезда (около 10 зв. вел.). Открыта также новая комета C/2017 O1 (ASASSN1) , которая движется по созвездию Эридана в направлении звездного скопления Гиады при блеске около 10m.

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы уменьшается к концу недели до 49 градусов, а долгота дня на той же широте - до 15 часов 10 минут. Видимый диаметр Солнца за описываемый период увеличится до 31,56 минут дуги, а движется оно по созвездию Рака, 10 августа переходя в созвездие Льва. Текущие данные о Солнце и вид его поверхности на данное время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу полнолуния 7 августа. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Стрельца, Козерога, Водолея и Рыб, изменяя фазу от 1,0 до 0,6- и увеличивая склонение, в также высоту верхней кульминации. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Козерога. Здесь Луна примет фазу полнолуния 7 августа. В это полнолуние произойдет частное лунное затмение, видимое в России и СНГ. Яркий лунный диск пробудет здесь до 8 августа, когда вступит в созвездие Водолея при фазе 0,99-. Здесь Луна 9 августа покроет Нептун при фазе 0,95- при видимости в Антарктиде и Австралии. Границу созвездия Рыб ночное светило пересечет 11 августа при фазе 0,89-, а 11 и 13 августа посетит созвездие Кита. Уменьшая фазу, лунный овал 12 августа вновь побывает в созвездии Рыб, пройдя южнее Урана при фазе около 0,7- 13 августа. Фаза Луны на текущий момент. Фазы Луны на будущее.

Из планет Солнечной системы: Меркурий виден на вечернем небе в южных широтах страны, Венера наблюдается утром и днем, Марс не виден, Юпитер имеет вечернюю видимость, Сатурн виден всю ночь, а Уран и Нептун можно найти на ночном и утреннем небе. Подробные эфемериды планет и карты движения даются в печатной версии Астрономического календаря на 2017 год .

Из комет хвостатая странница C/2015 V2 (Johnson) имеет блеск около 10m, двигаясь по созвездию Центавра. Комета C/2015 ER61 (PanSTARRS) движется по созвездию Тельца при блеске около 11m. Комета Кларка (71Р) перемещается по созвездию Скорпиона, имея блеск около 12m. Комета C/2017 O1 (ASASSN1) при блеске около 10m движется по созвездию Эридана на северо-восток. Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в КН на август, а на другие периоды - в Астрономическом календаре на 2017 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений на http://195.209.248.207/ .

Среди астероидов самыми яркими являются Веста (8,1m) в созвездии Льва, Церера (8,9m) в созвездии Близнецов и Ирида (9,0m) в созвездии Овна.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: RR Весов 8,6m - 7 августа, T Овна 8,3m - 8 августа, W Эридана 8,6m - 8 августа, S Весов 8,4m - 8 августа, RY Змееносца 8,2m - 9 августа, Z Орла 9,0m - 9 августа, S Волопаса 8,4m - 11 августа, S Кита 8,2m - 12 августа, RS Большой Медведицы 9,0m - 12 августа.

Из основных метеорных потоков активны Персеиды.

Некоторые близкие пары светил: Луна - Нептун, Луна - Уран, Меркурий - Регул, Венера - Поллукс, Юпитер - Спика, Сатурн - Антарес, Уран - омикрон Рыб, Нептун - лямбда Водолея, Церера - Венера, Веста - Регул, C/2015 ER61 (PanSTARRS) - Плеяды, P/Clark (71P) - Антарес.

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод. Видеокалендарь на месяц http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно учитывать, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени....

Это интересно! Предыдущее полное солнечное затмение имело место: 7 августа - в 1869 году, 8 августа - в 1496 году, 9 августа - в 1896 году, 10 августа - в 0975 году, 11 августа - в 1999 году, 12 августа - в 1692 году, 13 августа - в 1189 году. Больше всего (за прошедшие две тысячи лет) полных затмений в эти дни было 7 августа (10 затмений!), а меньше всего - 8 августа (2 затмения). Your Guide to the 2017 Total Solar Eclipse

Самый полный и точный ресурс по затмениям и прохождениям http://www.eclipsewise.com/eclipse.html

Сведения о явлениях прошлого и будущего - в Астрономическом календаре - справочнике .

Меркурий. Планета перемещается прямым движением (в конце недели меняя его на попятное) по созвездию Секстанта. Меркурий находится на вечернем небе при элонгации 20 градусов от Солнца (к концу недели), но увидеть его в средних широтах весьма затруднительно. Планету можно отыскать в бинокль на фоне вечерней зари в южных широтах страны. В телескоп Меркурий виден в виде серпа. Угловые размеры быстрой планеты достигают 10 секунд дуги при блеске около +1m и фазе около 0,3. Расстояние между Меркурием и Землей уменьшается к концу недели до 0,67 а.е. Положения планеты во время всех элонгаций 2017 года имеются в Астрономическом календаре на 2017 год. Космические исследования - Мессенджер

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Близнецов. Утренняя звезда видна на фоне зари, но благодаря высокому блеску, наблюдать ее можно и днем. В телескоп наблюдается овал планеты. Угловое расстояние Венеры от Солнца уменьшается за неделю от 37,5 до 36 градусов. Видимый диаметр планеты уменьшается от 14,0 до 13,5 угловых секунд, а блеск составляет -3,9m при фазе около 0,8. Расстояние между Землей и Венерой увеличивается за неделю от 1,19 до 1,23 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс.

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рака. Марс закончил вечернюю видимость, а на утреннем небе появится в конце августа. Блеск планеты составляет +1,7m, а видимый диаметр - около 4 секунды дуги. Расстояние между Марсом и Землей составляет 2,66 а.е.. Космические исследования - MSL Curiosity.

Юпитер. Газовый гигант движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы (постепенно сближаясь со Спикой). Юпитер наблюдается по вечерам в виде самой яркой звезды неба желтоватого оттенка. Угловой диаметр газового гиганта уменьшается от 33,8 до 33,2 секунд дуги при блеске около -1,8m и расстоянии от Земли 5,92 а.е. (к концу недели).. В небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали, а также наблюдать покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой. В любительские телескопы средней силы видно прохождение теней спутников по поверхности самой большой планеты Солнечной системы. Конфигурации четырех больших спутников Юпитера (цветной график + таблица явлений) имеются в КН на август. Космические исследования - Галилео.

Сатурн. Окольцованная планета перемещается попятно по созвездию Змееносца. Сатурн можно наблюдать всю ночь у южного горизонта. Блеск планеты имеет значение +0,3m, а угловой диаметр - около 17,5 секунд дуги. Из-за низкого положения над горизонтом изображение Сатурна в поле зрения телескопа замывается атмосферными потоками. Тем не менее, можно наблюдать и кольцо (при наклоне к наблюдателю под углом 27 градусов) и некоторые детали на диске планеты (полосы), а из спутников наиболее доступен Титан (8,0m). Расстояние от Земли до Сатурна увеличивается за неделю до 9,52 а.е.. Космические исследования - Кассини.

Уран. Планета (m= +5,9, d= 3,5 угл. сек) движется попятно в созвездии Рыб (у границ с созвездием Кита и Овна) близ звезды омикрон Psc (4,2m). Уран виден на ночном и утреннем небе. Карта пути планеты в течение года. Для рассмотрения диска планеты понадобится телескоп с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Невооруженным глазом планету можно будет наблюдать в конце лета, осенью и зимой. Расстояние между Землей и Ураном составляет к концу недели 19,50 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Нептун. Планета (m= +7,9, d= 2,4 угл. сек.) перемещается попятно по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Нептун наблюдается в ночные и утренние часы над юго-восточным и южным горизонтом. Карта пути планеты в течение года. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Нептуном уменьшается за неделю до 29,0 а.е. . Космические исследования - Вояджер-2.

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (близ трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии 32,54 а.е. от Земли к концу недели. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты .

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата          a(2000.0)      d(2000.0)     r      delta   m  elon.   V      PA  сon.
Церера (1)
 6 Aug 2017   6h47m10.25s  +24.22498 deg  2.664   3.460  8.9  32.8  61.70  89.7 Gem
11 Aug 2017   6h56m07.14s  +24.21928 deg  2.661   3.420  8.9  35.5  61.25  90.4 Gem
Паллада (2)
 6 Aug 2017   2h52m14.26s  - 2.01971 deg  2.748   2.495  9.4  93.4  42.99 121.0 Eri
11 Aug 2017   2h57m00.66s  - 2.80169 deg  2.736   2.421  9.3  97.0  42.46 125.8 Eri
Веста (4)
 6 Aug 2017  10h48m07.85s  +12.71824 deg  2.326   3.200  8.1  25.5  71.07 111.9 Leo
11 Aug 2017  10h57m06.34s  +11.82625 deg  2.321   3.218  8.1  23.1  71.68 112.2 Leo
Геба (6)
 6 Aug 2017  17h10m49.18s  - 9.15632 deg  2.422   1.716  9.7 122.9  22.11 186.7 Oph
11 Aug 2017  17h10m53.09s  - 9.89662 deg  2.410   1.757  9.8 118.5  22.39 172.4 Oph
Ирида (7)
 6 Aug 2017   1h47m21.92s  +18.79753 deg  1.937   1.456  9.1 101.8  51.72  62.1 Ari
11 Aug 2017   1h53m40.17s  +19.57392 deg  1.928   1.401  9.0 104.8  48.44  61.8 Ari
Юлия (89)
 6 Aug 2017  23h13m11.35s  + 7.02201 deg  2.103   1.222  9.6 140.1  34.15 321.0 Psc
11 Aug 2017  23h10m02.73s  + 7.86982 deg  2.100   1.189  9.5 144.7  36.52 311.9 Psc

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие
 сon.
Церера (1)
Паллада (2)
Веста (4)
 6 Aug 2017  10h48m07.85s  +12.71824 deg  2.326   3.200 http://astrogalaxy.ru/055.html 8.1  25.5  71.07 111.9 Leo
Геба (6)
Ирида (7)
Юлия (89)

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится московское =UT+3часа (всемирное время UT указывается отдельно). На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2017 год с общим обзором звездного неба и явлений июля и августа месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на август, Астрономическом календаре на 2017 год, Астрономическом календаре - справочнике, календаре Сalsky и в Альманахе .

07 августа, 17 часов 22 минуты (UT) - Начало частного лунного затмения при видимости на территории