Астрономическая неделя с 31 октября по 6 ноября 2016 года Астрономическая неделя с 31 октября по 6 ноября 2016 года
2.10.2016 15:49 | Александр Козловский

На данной неделе Луна пройдет апогей орбиты, Луна, Венера, Сатурн и Антарес сближаются до 10 градусов на вечернем небе, а 5 ноября произойдет покрытие Луной (Ф= 0,3) звезды 43 Стрельца (5m) при отличной видимости на Европейской части России. В созвездии Стрельца открыта Новая звезда, доступная биноклю. Благодаря новолунию, звездное небо предстает во всей красе, а Млечный Путь проходит через зенит и раскрывает свои небесные сокровища для тех, кто наблюдает небо, как невооруженным глазом, так в бинокль и телескоп!

Солнце. Высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы составляет к концу недели 18 градусов, а долгота дня на той же широте уменьшается до 08 часов 50 минут. Видимый диаметр Солнца увеличивается до 32,27 минут дуги, а движется оно по созвездию Девы, переходя 31 октября в созвездие Весов. Текущие данные о Солнце и вид его поверхности на данное время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу первой четверти 7 ноября. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Весов, Скорпиона, Змееносца, Стрельца и Козерога, изменяя фазу от 0 до 0,4. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Весов. Миновав созвездие Скорпиона и вступив в созвездие Змееносца, вечером следующего дня тонкий серп (Ф= 0,1) сблизится с Сатурном и Венерой. Вообще же, Луна, Венера, Сатурн и Антарес украсят небо начала ноября, собравшись в секторе 10 градусов. Увеличив фазу до 0,15, молодой месяц 3 ноября перейдет в созвездие Стрельца. Здесь лунный серп 6 ноября пройдет севернее Марса при фазе 0,38, и перейдет в созвездие Козерога. В эти дни Луна наращивает высоту над горизонтом и украшает вечернее небо, постепенно удаляясь от яркой Венеры. Фаза Луны на текущий момент. Фазы Луны на будущее.

Из планет Солнечной системы: Меркурий не виден, Венера, Марс и Сатурн наблюдаются по вечерам, Юпитер можно найти на утреннем небе, а Уран и Нептун видны всю ночь, но для их поисков понадобится бинокль или телескоп. Подробные эфемериды планет даются в печатной версии Астрономического календаря на 2016 год.

Из комет хвостатая странница P/Tempel (9P) с блеском слабее 12m движется по созвездию Стрельца близ звезды омикрон с блеском 2,7m. Комета C/2015 V2 (Johnson) постепенно набирает блеск (около 12m) медленно перемещаясь по созвездию Гончих Псов близ галактики М106. Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в КН на октябрь, КН на ноябрь, а на другие периоды - в Астрономическом календаре на 2016 год и Астрономическом календаре на 2017 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений - на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов самыми яркими являются Церера (7,4 m) в созвездии Кита, Веста (7,8m) в созвездии Рака и Мельпомена (8,1m) созвездии Кита.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: RR LIB (8,6m) 3 ноября и RT AQL (8,4m) 6 ноября.

Из основных метеорных потоков активны Ориониды, Леониды, Моноцеротиды из созвездия Единорога и Северные и Южные Тауриды из созвездия Тельца.

Некоторые пары светил, попадающие в поле зрения бинокля (телескопа) на данной неделе: Луна - Венера, Луна - Сатурн, Луна - Антарес, Луна - Марс, Венера - Антарес, Венера - Сатурн, Марс - М75, Юпитер - гамма Девы, Сатурн - Антарес, Уран - мю Рыб, Нептун - лямбда Водолея, Церера - альфа Рыб, Веста - М44.

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод. Видеокалендарь на месяц http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно иметь ввиду, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени....

Это интересно! Предыдущее полное солнечное затмение имело место: 31 октября - в 0384 году, 1 ноября - в 1948 году, 2 ноября - в 1967 году, 3 ноября - в 2013 году, 4 ноября - в 1668 году, 5 ноября - в 0161 году, 6 ноября - в 1771 году. Больше всего (за прошедшие две тысячи лет) полных затмений в начале ноября было 3 ноября (7 затмений!), а меньше всего - 5 ноября (1 затмение). Your Guide to the 2017 Total Solar Eclipse

Меркурий. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов. Меркурий прошел верхнее соединение с Солнцем и находится на вечернем небе, но близко к дневному светилу (элонгация 5 градусов к концу недели), поэтому не виден. Угловые размеры планеты имеют значение около 5 секунд дуги при блеске около -1m и фазе близкой к 1. Расстояние от Земли придерживается значения 1,43 а.е. Положение планеты во время всех элонгаций 2016 года можно просмотреть в Астрономическом календаре на 2016 год. Космические исследования - Мессенджер.

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца. Угловое расстояние к западу от Солнца увеличивается до 38,5 градусов, а видна она на фоне вечерней зари в виде яркой звезды. Видимый диаметр планеты имеет значение около 14,5 угловых секунд. Блеск сохраняется на уровне -4m при фазе около 0,75. Расстояние между Землей и Венерой уменьшается от 1,20 до 1,16 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс.

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца сближаясь с шаровым скоплением М75. Найти Марс можно над южным и юго-западным горизонтом в вечернее время в виде яркой звезды. Крупные детали на поверхности планеты еще можно наблюдать и в небольшой телескоп. Блеск планеты придерживается значения +0,4m, а видимый диаметр за неделю уменьшается от 7,5 до 7,3 секунд дуги. Расстояние между Марсом и Землей увеличивается до 1,28 а.е.. Не смотря на низкое положение планеты над горизонтом в средних широтах страны, условия для наблюдений загадочной планеты достаточно благоприятны. Космические исследования - MSL Curiosity.

Юпитер. Газовый гигант движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы. Юпитер виден на фоне утренней зари, увеличивая элонгацию и продолжительность видимости, которая превышает два часа. Угловой диаметр газового гиганта составляет около 31 секунды дуги при блеске -1,6m и расстоянии от Земли 6,27 а.е. (к концу недели).. Уже в небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали, а также покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой. В любительские телескопы средней силы можно будет наблюдать прохождение теней спутников по поверхности самой большой планеты Солнечной системы. Конфигурации четырех больших спутников Юпитера (цветной график + таблица явлений) имеются в КН на октябрь и КН на ноябрь. Космические исследования - Галилео.

Сатурн. Окольцованная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца (севернее Антареса). Найти Сатурн можно в вечернее время (близ Венеры). Блеск Сатурна имеет значение +0,5m, а угловой диаметр - около 15,5 секунд дуги. В телескоп видно кольцо (достигающее в длину более 40 угловых секунд при наклоне к наблюдателю под углом 27 градусов), а из спутников наиболее доступен Титан (8,0m). Расстояние от Земли до Сатурна увеличивается до 10,88 а.е.. Космические исследования - Кассини.

Уран. Планета (m= +5,8, d= 3,5 угл. сек) движется попятно в созвездии Рыб (у границ с созвездием Кита и Овна) близ звезды мю Psc (4,8m). Уран можно найти на ночном небе, воспользовавшись биноклем и звездной картой. Для рассмотрения диска планеты понадобится телескоп с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Невооруженным глазом Уран можно будет наблюдать на безлунном прозрачном небе без посторонней засветки всю неделю. Расстояние между Землей и Ураном придерживается значения 19,03 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Нептун. Планета (m= +7,8, d= 2,4 угл. сек.) перемещается попятно по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Нептун наблюдается всю ночь, а найти его среди звезд поможет карта пути планеты. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Положение самых далеких планет на небесной сфере имеются в Астрономическом календаре на 2016 год. Расстояние между Землей и Нептуном увеличивается до 29,52 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (близ трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии 33,68 а.е. от Земли к концу недели. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты .

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата      a(2000.0)    d(2000.0)       r      delta   m  elon.    V    PA   сon.
Церера (1)
 1 Nov 2016   1h52m39.85s  - 1.61573 deg  2.872   1.912  7.5 162.0  33.27 263.9 Cet
 4 Nov 2016   1h50m06.19s  - 1.67563 deg  2.870   1.921  7.6 159.3  32.19 265.7 Cet
Веста (4)
 1 Nov 2016   8h17m57.82s  +19.04363 deg  2.549   2.240  7.9  96.4  28.63  93.9 Cnc
 4 Nov 2016   8h20m18.12s  +19.00652 deg  2.548   2.199  7.8  98.9  26.40  93.0 Cnc
Мельпомена (18)
 1 Nov 2016   2h15m07.50s  - 7.42305 deg  1.806   0.847  8.1 158.0  31.98 245.0 Cet
 4 Nov 2016   2h12m56.77s  - 7.66264 deg  1.808   0.856  8.1 156.2  29.65 249.7 Cet
Eurynome (79)
 1 Nov 2016   2h41m35.00s  +13.36869 deg  1.980   0.988  9.6 176.0  37.31 238.6 Ari
 4 Nov 2016   2h39m03.57s  +12.98133 deg  1.979   0.988  9.6 177.6  37.45 238.9 Ari

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится московское =UT+3часа (всемирное время UT указывается отдельно). На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2016 год с общим обзором звездного неба и явлений октября и ноября месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на октябрь, КН на ноябрь, Астрономическом календаре на 2016 год, Астрономическом календаре на 2017 год, Астрономических явлениях до 2050 года, Кратком Астрономическом календаре на 2016 - 2050 годы, календаре Сalsky и в Альманахе .

31 октября, 19 часов 27 минут (UT) - Луна (Ф= 0,01) в апогее на расстоянии 406550 км от Земли.

01 ноября, вечер - Луна (Ф= 0,05) близ Сатурна.

02 ноября, вечер - Луна (Ф= 0,1), Венера, Сатурн и Антарес a href=http://astrogalaxy.ru/042.html/span (севернее Антареса). Найти Сатурн можно в вечернее время (близ Венеры). /spanspan lang=EN-US style='font-size:8.0pt; mso-ansi-language:EN-US;font-weight:normal;mso-bidi-font-weight:bold' и сближаются до 10 градусов.

03 ноября, вечер - Долгопериодическая звезда RT Орла близ максимума блеска (7m).

04 ноября, 15 часов 00 минут - Луна (Ф= 0,2) близ максимального южного склонения.

05 ноября, 19 часов 08 минут - Покрытие Луной (Ф= 0,29) звезды 43 Стрельца (5m).

06 ноября, вечер - Луна (Ф= 0,4) близ Марса.

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Старлаб, Метеовеб, Большая Вселенная и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид восточной и юго-восточной части полуночного неба 3 ноября в городах на широте Москвы.

Вид восточной и юго-восточной части неба за час до восхода Солнца 3 ноября в городах на широте Москвы.

Вид южной и юго-западной части неба через полчаса после захода Солнца 3 ноября в городах на широте Москвы.

Астрономическая неделя в формате Word (версия для печати)

Астрономическая неделя в формате pdf (версия для печати)

Источники: Календарь Наблюдателя N10 и N11 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), http://saros70.narod.ru/ (календарь), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), http://www.astronet.ru/db/msg/1280744 (астрономические явления до 2050 года), http://www.calsky.com/ (он-лайн календарь), http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

N