Астрономическая неделя с 12 по 18 сентября 2016 года Астрономическая неделя с 12 по 18 сентября 2016 года
20.08.2016 9:31 | Александр Козловский

На данной неделе под утро 13 сентября пройдет Меркурий в нижнем соединении с Солнцем, 15 сентября произойдет покрытие Луной (Ф= 0,98) планеты Нептун при видимости на Европейской части России, а 16 сентября - полутеневое лунное затмение видимое в России и СНГ. В конце недели Луна (Ф= 0,95) пройдет перигей орбиты (самая большая Луна месяца), а Венера окажется в 2 градусах севернее Спики.

Солнце. Высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы составляет к концу недели 35 градусов, а долгота дня на той же широте уменьшается до 12 часов 30 минут. Видимый диаметр Солнца увеличивается до 31,84 минут дуги, а движется оно по созвездию Льва, 17 сентября переходя в созвездие Девы. Текущие данные о Солнце и вид его поверхности на данное время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу полнолуния 16 сентября. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Стрельца, Козерога, Водолея, Рыб. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Стрельца и пробудет здесь до 13 сентября, увеличив фазу до 0,8. Этот и следующий день лунный овал проведет в созвездии Козерога, а затем перейдет в созвездие Водолея (Ф= 0,95). Здесь Луна покроет Нептун при видимости явления на Европейской части России, а затем примет фазу полнолуния, при котором произойдет полутеневое лунное затмение, видимое почти на всей территории России и СНГ. Поднимаясь день ото дня все выше и уменьшая фазу яркий лунный диск 17 сентября перейдет в созвездие Рыб, и совершит по нему двухдневное путешествие с заходом в созвездие Кита. Южнее Урана Луна пройдет при фазе 0,93 18 сентября. Фаза Луны на текущий момент. Фазы Луны на будущее.

Из планет Солнечной системы: Меркурий и Юпитер не видны, Венера доступна для наблюдений на фоне вечерней зари, а Марс и Сатурн наблюдаются на вечернем небе близ Антареса. Уран и Нептун можно найти на ночном небе в бинокль или телескоп с использованием звездных карт.

Из комет хвостатая странница P/Tempel (9P) с блеском слабее 12m движется по созвездию Весов и Скорпиона. Комета PANSTARRS (C/2013 X1) перемещается по созвездию Гидры при блеске около 11m. Карты путей комет и астероидов имеются в КН на сентябрь , а также в Астрономическом календаре на 2016 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений - на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов наиболее ярки Веста (8,3m) в созвездии Близнецов и Церера (8,0m) в созвездии Кита. Из других астероидов (блеск около 9m) наиболее доступны для наблюдений Паллада в созвездии Малого Коня и Мельпомена в созвездии Кита.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: S SER (8,7m) 16 сентября, U CAS (8,4m) 17 сентября, R PSC (8,2m) 17 сентября.

Из основных метеорных потоков активны сентябрьские эпсилон-Пересеиды.

Некоторые пары светил, попадающие в поле зрения бинокля (телескопа) на данной неделе: Луна - Нептун, Луна - Уран, Венера - Спика, Сатурн - Антарес, Юпитер - бета Девы, Уран - мю Рыб, Нептун - лямбда Водолея, Церера - Мельпомена.

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод за сентябрь 2009 года. Видеокалендарь на месяц http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Это интересно! Предыдущее полное солнечное затмение имело место: 12 сентября в 1950 году, 13 сентября - в 1178 году, 14 сентября - в 1708 году, 15 сентября - в 1746 году, 16 сентября - в 1773 году, 17 сентября - в 1876 году, 18 сентября - в 1400 году. Больше всего (за прошедшие две тысячи лет) полных затмений в третью неделю сентября было 13 сентября (7 затмений!), а меньше всего - 14 и 18 сентября (по два затмения). Your Guide to the 2017 Total Solar Eclipse

Меркурий. Планета движется попятно по созвездию Льва. Меркурий в начале недели пройдет нижнее соединение с Солнцем и выйдет на утреннее небо, быстро увеличивая элонгацию (до 10 градусов к концу недели), и появляется в лучах восходящего Солнца в конце описываемого периода. В телескоп можно будет наблюдать сери с угловыми размерами около 9,5 секунд дуги при блеске около +3m, и фазе около 0,1. Расстояние от Земли изменяется от 0,64 до 0,70 а.е. Положение планеты во время всех элонгаций 2016 года можно просмотреть в Астрономическом календаре на 2016 год. Космические исследования - Мессенджер.

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы. Угловое расстояние к западу от Солнца увеличивается до 28 градусов, а видна она на фоне вечерней зари в виде яркой звезды. Видимый диаметр планеты имеет значение около 12 угловых секунд. Блеск сохраняется на уровне -4m при фазе около 0,9. Расстояние между Землей и Венерой уменьшается от 1,47 до 1,44 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс.

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца левее Антареса (Анти Марса). Найти Марс можно над южным и юго-западным горизонтом в вечернее время в виде яркой оранжевой (красноватой) звезды, превосходящей по блеску Антарес. Детали на поверхности планеты еще можно наблюдать и в небольшой телескоп. Блеск планеты уменьшается до 0m, а видимый диаметр - до 9,4 секунд дуги. Расстояние между Марсом и Землей увеличивается до 1,0 а.е.. Не смотря на низкое положение планеты над горизонтом в средних широтах страны, условия для наблюдений загадочной планеты достаточно благоприятны. Космические исследования - MSL Curiosity.

Юпитер. Газовый гигант движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы. Юпитер закончил вечернюю видимость и теперь появится на утреннем небе лишь в октябре. Угловой диаметр газового гиганта составляет около 31 секунды дуги при блеске -1,6m и расстоянии от Земли 6,43 а.е.. Конфигурации четырех больших спутников Юпитера (цветная карта + таблица явлений) имеются в КН на сентябрь. Космические исследования - Галилео.

Сатурн. Окольцованная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца (севернее Антареса). Найти Сатурн можно в вечернее время правее Марса. Блеск Сатурна имеет значение +0,5m, а угловой диаметр - около 16,5 секунд дуги. В телескоп видно кольцо (достигающее в длину более 40 угловых секунд при наклоне к наблюдателю под углом 26 градусов), а из спутников наиболее доступен Титан (8,0m). Расстояние от Земли до Сатурна увеличивается до 10,23 а.е.. Космические исследования - Кассини.

Уран. Планета (m= +5,8, d= 3,5 угл. сек.) движется попятно в созвездии Рыб (у границ с созвездием Кита и Овна) близ звезды мю Psc (4,8m). Уран можно найти на ночном небе, воспользовавшись биноклем и звездной картой. Для рассмотрения диска планеты понадобится телескоп с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Невооруженным глазом Уран можно будет наблюдать на безлунном прозрачном небе без посторонней засветки в конце сентября. Расстояние между Землей и Ураном уменьшается до 19,05 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Нептун. Планета (m= +7,8, d= 2,4 угл. сек.) перемещается попятно по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Нептун наблюдается всю ночь, а найти его среди звезд поможет карта пути планеты. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Положение самых далеких планет на небесной сфере можно просмотреть в Астрономическом календаре на 2016 год. Расстояние между Землей и Нептуном увеличивается до 28,99 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (близ трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии 32,84 а.е. от Земли к концу недели. Для визуальных наблюдений Плутона (в периоды наилучшей видимости) необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм и прозрачное небо. Космические исследования - Новые Горизонты .

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата      a(2000.0)     d(2000.0)      r      delta   m  elon.    V    PA   сon.
Церера (1)
13 Sep 2016   2h27m15.82s  + 1.16287 deg  2.902   2.109  8.1 134.3  12.89 229.9 Cet
17 Sep 2016   2h26m04.58s  + 0.93322 deg  2.900   2.071  8.0 138.3  16.12 236.4 Cet
Паллада (2)
13 Sep 2016  21h12m40.15s  + 5.29850 deg  3.331   2.452  9.4 145.6  36.76 211.1 Equ
17 Sep 2016  21h10m49.23s  + 4.46027 deg  3.327   2.476  9.4 142.2  35.35 207.5 Equ
Веста (4)
13 Sep 2016   7h20m32.03s  +20.43016 deg  2.565   2.882  8.4  61.8  52.29  94.7 Gem
17 Sep 2016   7h26m22.60s  +20.30626 deg  2.564   2.834  8.3  64.3  51.07  95.1 Gem
Партенопа (11)
13 Sep 2016   0h49m34.77s  - 2.00625 deg  2.255   1.287  9.5 158.9  31.67 236.2 Cet
17 Sep 2016   0h46m43.59s  - 2.48139 deg  2.258   1.277  9.4 163.3  34.16 238.2 Cet
Мельпомена (18)
13 Sep 2016   2h31m59.79s  + 1.36024 deg  1.794   0.950  8.7 133.1  30.15 148.0 Cet
17 Sep 2016   2h33m31.40s  + 0.65155 deg  1.794   0.926  8.6 136.5  29.40 159.3 Cet

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится московское =UT+3часа (всемирное время UT указывается отдельно). На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2016 год с общим обзором звездного неба и явлений сентября месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на сентябрь, Астрономическом календаре на 2016 год, Астрономических явлениях до 2050 года, Кратком Астрономическом календаре на 2016 - 2050 годы, календаре Сalsky и в Альманахе .

12 сентября и всю неделю, утренние и вечерние сумерки - Возможность появления серебристых облаков в средней полосе России.

13 сентября, 02 часа 00 минут - Меркурий вступает в нижнее соединение с Солнцем.

14 сентября, вечер - Венера проходит в градусе южнее звезды тэта Девы (4,4m).

15 сентября, 23 часа 00 минут Покрытие Луной (Ф= 0,98) планеты Нептун.

16 сентября, 16 часов 52 минуты (UT) - Начало полутеневого лунного затмения.

16 сентября, 22 часа 07 минут - Полнолуние.

17 сентября, ночь - Долгопериодическая переменная звезда R Рыб близ максимума блеска (7m).

18 сентября, 20 часов 01 минута - Луна (Ф= 0,95) в перигее на расстоянии 361900 км. от Земли.

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Старлаб, Метеовеб, Астрокот и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид восточной и юго-восточной части полуночного неба 15 сентября в городах на широте Москвы.

Вид восточной и юго-восточной части неба за час до восхода Солнца 15 сентября в городах на широте Москвы.

Вид южной и юго-западной части неба через час после захода Солнца 15 сентября в городах на широте Москвы.

Астрономическая неделя в формате Word (версия для печати)

Астрономическая неделя в формате pdf (версия для печати)

Источники: Календарь Наблюдателя N09 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), http://saros70.narod.ru/ (календарь), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), http://www.astronet.ru/db/msg/1280744 (астрономические явления до 2050 года), http://www.calsky.com/ (он-лайн календарь), http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

/table