Астрономическая  неделя с 21 по 27 марта 2016 года Астрономическая неделя с 21 по 27 марта 2016 года
21.02.2016 22:20 | Александр Козловский

На данной неделе произойдет полутеневое затмение Луны с фазой 0,8. Из других явлений 22 марта произойдет покрытие звезды 69 Ориона (Hip 29434) с блеском 5m астероидом 51915 2001 QF71 при видимости на Европейской части России, 24 марта Меркурий окажется в верхнем соединении с Солнцем, а 25 марта Сатурн достигнет стояния с переходом к попятному движению.

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы составляет 36 градусов, а долгота дня на той же широте достигнет 12 часов 45 минут. Видимый диаметр Солнца уменьшается до 32'02", а движется оно по созвездию Рыб . Текущие данные о Солнце и вид его поверхности на данное время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу полнолуния 23 марта. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Льва, Девы и Весов, обладая ночной видимостью, изменяя фазу от 1,0 до 0,8. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Льва и будет наблюдаться достаточно высоко над горизонтом близ Регула. 22 марта почти полный лунный диск сблизится с Юпитером, а 23 марта примет фазу полнолуния уже в созвездии Девы. В это полнолуние произойдет полутеневое лунное затмение, видимое в восточных районах страны. Миновав небесный экватор Луна сблизится со Спикой 25 марта, а затем перейдет в созвездие Весов (26 марта), уменьшив фазу до 0,9. Фаза Луны на текущий момент. Фазы Луны на будущее .

Из планет Солнечной системы: Меркурий и Венера не видны. Марс и Сатурн наблюдаются на ночном и утреннем небе. Юпитер можно наблюдать всю ночь. Нептун не виден, Уран можно найти в бинокль или телескоп по вечерам, используя карту движения его среди звезд. Из комет хвостатая странница Catalina (C/2013 US10) перемещается по созвездию Персея с блеском около 10m, и доступна для наблюдений в вечернее время. C/2014 S2 ( PanSTARRS ) с блеском около 10m движется по созвездию Дракона. В конце недели станет доступна комета 252P/LINEAR в созвездии Скорпиона и Змееносца. Эту небесную странницу можно будет наблюдать в бинокль. Еще одна (более слабая) комета 333P/LINEAR наблюдается в созвездии Тельца в телескопы средней силы. Карты путей комет и астероидов имеются в КН на март и Астрономическом календаре на 2016 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) имеются на сайте Сейичи Йошида, а результаты наблюдений - на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов самый высокий блеск (8,4m) имеет Веста, перемещающаяся по созвездию Кита.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: RT SGR (6m) 21 марта, S ORI (7,5m) 24 марта, S VIR (6m) 26 марта.

Некоторые пары светил, попадающие в поле зрения бинокля (телескопа) на данной неделе: Луна - Юпитер, Луна - Спика, Марс - бета Скорпиона, Юпитер - сигма Льва, Уран - эпислон Рыб, Нептун - лямбда Водолея, комета C/2014 S2 ( PanSTARRS ) - каппа Дракона, Catalina (C/2013 US10) - альфа Персея, комета 333P/LINEAR - Плеяды.

Обзор туманных небесных объектов - в журнале Небосвод за март 2009 года. Видеокалендарь на март http://www.youtube.com/user/AstroSmit .

Меркурий. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб . Меркурий закончил утреннюю видимость. В середине недели он пройдет верхнее соединение с Солнцем и выйдет на вечернее небо. Первые наблюдения можно будет провести в конце недели в лучах заходящего Солнца. Блеск планеты увеличивается от -1,0m до -1,8m, видимый диаметр придерживается значения 5 угловых секунд, а фаза - около 1. Расстояние от Земли уменьшается от 1,35 до 1,32 а.е.. Космические исследования - Мессенджер.

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем в созвездии Водолея. Венера на видна, а ее угловое расстояние к западу от Солнца составляет 18 градусов. Видимый диаметр планеты придерживается значения 11,3 угловых секунд. Блеск сохраняется на уровне -3,9m при фазе около 0,95. Расстояние между Землей и Венерой увеличивается от 1,58 до 1,60 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс.

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Скорпиона. Видимость Марса в средних широтах составляет около пяти часов. Найти Марс можно над восточным и южным горизонтом в ночное и утреннее время. Детали на поверхности планеты можно наблюдать уже в небольшой телескоп. Блеск планеты увеличивается до -0,4m, а видимый диаметр медленно возрастает от 11,3 секунд дуги. Расстояние между Марсом и Землей уменьшается до 0,82 а.е.. Космические исследования - MSL Curiosity.

Юпитер. Газовый гигант имеет попятное движение, перемещаясь по созвездию Льва. Юпитер виден всю ночь в виде самой яркой звезды ночного неба. Угловой диаметр газового гиганта уменьшается до 43,9 секунд дуги при блеске -2,3m и расстоянии от Земли 4,49 а.е к концу недели.. Уже в небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали, а также покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой. В любительские телескопы средней силы можно будет наблюдать прохождение теней спутников по поверхности самой большой планеты Солнечной системы. Конфигурации четырех больших спутников Юпитера (цветная карта + таблица явлений) имеются в КН на март. Космические исследования - Галилео.

Сатурн. Окольцованная планета перемещается в одном направлении с Солнцем (25 марта меняя движение на попятное) по созвездию Змееносца (севернее Антареса). Утренняя видимость Сатурна составляет около пяти часов. Блеск Сатурна имеет значение +0,4 m, а угловой диаметр - около 17 секунд дуги. В телескоп видно кольцо (достигающее в длину около 40 угловых секунд при наклоне к наблюдателю под углом 26 градусов), а из спутников наиболее доступен Титан (8,0m). Расстояние от Земли до Сатурна уменьшается до 9,62 а.е.. Космические исследования - Кассини.

Уран. Планета (m= +6,0, d= 3,4 угл. сек.) движется в одном направлении с Солнцем в созвездии Рыб (у границы с созвездием Кита) близ звезды эпсилон Psc (4,2m). Уран можно найти в бинокль в вечернее время, а чтобы увидеть его невооруженным глазом нужно глубокое темное небо, но такие условия наступят только осенью. Для рассмотрения диска планеты понадобится телескоп с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Ураном увеличивается до 20,94 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Нептун. Планета (m= +8,0, d= 2,3 угл. сек.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Видимость Нептуна закончилась, и теперь он появится на небе лишь в апреле. Диск планеты в периоды видимости различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Положение самых далеких планет на небесной сфере можно просмотреть на звездных картах в КН на февраль и Астрономическом календаре на 2016 год. Расстояние между Землей и Нептуном уменьшается до 30,84 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (близ трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии 33,23 а.е. от Земли к концу недели. Для визуальных наблюдений Плутона (в периоды наилучшей видимости) необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм и прозрачное небо. Космические исследования - Новые Горизонты .

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели (до 10m) на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата      a(2016.0)    d(2016.0)     r      delta   m   elon.   V     PA  сon.
Церера (1)
21 Mar 2016  23h36m53.45s  S11 10.732'  2.971   3.933  9.1  13.0  58.49  67.5 Aqr
25 Mar 2016  23h42m43.02s  S10 34.945'  2.970   3.922  9.1  15.0  58.31  67.5 Aqr
Веста (4)
21 Mar 2016   2h17m46.76s  N 8 57.130'  2.544   3.297  8.4  34.9  63.56  67.8 Cet
25 Mar 2016   2h24m07.89s  N 9 35.302'  2.546   3.329  8.4  32.6  63.93  68.3 Cet
Астрея (5)
21 Mar 2016   9h34m32.81s  N17 10.503'  2.098   1.236  9.9 139.7   8.87 325.5 Leo
25 Mar 2016   9h34m19.65s  N17 20.839'  2.100   1.268 10.0 135.6   5.17 356.5 Leo
Геба (6)
21 Mar 2016  12h08m01.61s  N14 41.749'  2.873   1.899  9.8 165.0  38.55 304.1 Com
25 Mar 2016  12h04m35.17s  N15 14.963'  2.876   1.909  9.8 162.7  37.33 302.1 Com
Гигея (10)
21 Mar 2016  11h31m15.43s  S 2 56.246'  2.929   1.939  9.5 171.8  31.14 291.9 Leo
25 Mar 2016  11h28m17.31s  S 2 37.504'  2.925   1.942  9.6 167.9  30.28 292.9 Leo

a  прямое восхождение для эпохи 2016.0,  d - склонение для эпохи 2016.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится московское =UT+3часа (всемирное время UT указывается отдельно). На сайте Сергея Гурьянова и на http://saros70.narod.ru/ можно пользоваться веб-версией АК на 2016 год с общим обзором звездного неба и явлений марта месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на март, Астрономическом календаре на 2016 год, Астрономических явлениях до 2050 года, Кратком Астрономическом календаре на 2016 - 2050 годы, календаре Сalsky и в Альманахе .

21 марта, вечер - Луна (Ф= 0,97) близ Юпитера.

22 марта, 18 часов 54 минуты (UT) - Покрытие звезды 69 Ориона (Hip 29434) 5m астероидом 51915 2001 QF71 .

23 марта, 09 часов 37 минут (UT) - Начало полутеневого лунного затмения.

23 март, 15 часов 00 минут - Полнолуние.

24 марта, ночь - Долгопериодическая переменная звезда S Ориона близ максимума блеска (7,5m).

25 марта, 17 часов 17 минут - Луна (Ф= 0,96) в апогее.

26 марта, ночь - Долгопериодическая переменная звезда S Девы близ максимума блеска (6m).

27 марта, вечер - Астероид Веста близ звезды кси Овна.

Дополнительно о явлениях и strongЗмееносца наблюдениях - на Астрофоруме, Старлаб, Метеовеб, Астрокот и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север ввMS Mincho/u месяца. Сведения от других явлениях имеются в span style='mso-spacerun:yes'ерху):

Вид юго-восточной и южной части полуночного неба 24 марта в городах на широте Москвы. Во врезке показан вид Юпитера в телескоп.

Вид юго-восточной и южной части неба за час до восхода Солнца 24 марта в городах на широте Москвы. Во врезке показан вид Марса и Сатурна в телескоп.

Вид юго-западной и западной части неба через час после захода Солнца 24 марта в городах на широте Москвы.

Астрономическая неделя в формате Word (версия для печати)

Астрономическая неделя в формате pdf (версия для печати)

Источники: Календарь Наблюдателя N03 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), http://saros70.narod.ru/ (календарь), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), http://www.astronet.ru/db/msg/1280744 (астрономические явления до 2050 года), http://www.calsky.com/ (он-лайн календарь), http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

Мете/aMS Minchomspan style='font-weight:normal;mso-bidi-font-weight:bold'/iовебspan style='mso-spacerun:yes' юго-западной и западной части неба через час после захода Солнца 24 марта в городах на широте Москвы.
Публикации с ключевыми словами: астрономическая неделя - любительская астрономия - небо - невооруженным глазом