Астрономическая неделя с 29 февраля по 6 марта 2016 года Астрономическая неделя с 29 февраля по 6 марта 2016 года
20.02.2016 19:40 | Александр Козловский

На данной неделе о параде планет напоминают лишь три планеты (Сатурн, Марс и Юпитер). Юпитер максимально сблизится со звездой сигма Льва, а в целом описываемый период пройдет очень спокойно в астрономическом отношении, будто готовясь к самому зрелищному событию года полному солнечному затмению, которое состоится на следующей неделе (9 марта).

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы составляет 29 градусов, а долгота дня на той же широте достигнет 11 часов 05 минут. Видимый диаметр Солнца уменьшается до 32'14", а движется оно по созвездию Водолея. Текущие данные о Солнце и вид его поверхности на данное время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу последней четверти 2 марта. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Весов, Скорпиона, Змееносца, Стрельца и Козерога, обладая ночной и утренней видимостью, уменьшая за неделю фазу от 0,6 до 0,1. Луна начнет движение по мартовскому небу при фазе 0,62 близ Марса в созвездии Весов. Продолжив путь по этому созвездию, лунный овал посетит созвездие Скорпиона и в первый весенний день перейдет в созвездие Змееносца, приняв здесь фазу последней четверти севернее Антареса. Наблюдаясь по утрам низко над горизонтом, Луна будет постепенно превращаться в серп, 3 марта перейдя в созвездие Стрельца и проведя в нем три дня. Созвездия Козерога стареющий месяц достигнет 5 марта при фазе 0,15, и совершит по нему двух дневное путешествие. Фаза Луны на текущий момент. Фазы Луны на будущее .

Из планет Солнечной системы: Меркурий и Венера находятся на утреннем небе, но видны только в южных широтах. Марс, Юпитер и Сатурн наблюдаются на ночном и утреннем небе. Нептун не виден, Уран можно найти в бинокль или телескоп по вечерам, используя карту движения его среди звезд. Из комет хвостатая странница Catalina (C/2013 US10) перемещается по созвездию Жирафа с блеском около 9m, и доступна для наблюдений все темное время. C/2014 S2 ( PanSTARRS ) с блеском около 9m движется по созвездию Малой Медведицы. Еще одна небесная странница PANSTARRS (C/2013 X1) перемещается по созвездию Рыб, и обладает блеском около 8m. Карты путей комет и астероидов имеются в КН на март и Астрономическом календаре на 2016 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) имеются на сайте Сейичи Йошида, а результаты наблюдений - на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов самый высокий блеск (8,4m) имеет Веста, перемещающаяся по созвездию Рыб.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: X CAM (7m) 2 марта, R LEP (6m) 3 марта, S GRU (7m) 5 марта.

Некоторые пары светил, попадающие в поле зрения бинокля (телескопа) на данной неделе: Луна - Марс, Луна - Сатурн, Луна - Спика, Марс - бета Скорпиона, Юпитер - сигма Льва, Уран - эпислон Рыб, Нептун - лямбда Водолея, Веста - ню Рыб, комета C/2014 S2 ( PanSTARRS ) - бета Малой Медведицы, PANSTARRS (C/2013 X1) - тета Рыб.

Обзор туманных небесных объектов - в журнале Небосвод за март 2009 года. Видеокалендарь на март http://www.youtube.com/user/AstroSmit .

Меркурий. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Козерога, 3 марта переходя в созвездие Водолея. Меркурий закончил утреннюю видимость в средних широтах северного полушария Земли, но его прекрасно видно на сумеречном небе южного полушария. В бинокль быструю планету можно попытаться найти в самых южных районах страны (элонгация уменьшится до 14 градусов). Блеск планеты увеличивается от 0m до -0,5m, видимый диаметр придерживается значения 5 угловых секунд, а фаза увеличивается от 0,86 до 0,91. Расстояние от Земли увеличивается от 1,27 до 1,32 а.е.. Космические исследования - Мессенджер.

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем в созвездии Козерога, являясь самым ярким светилом в завершающемся параде планет (но только в южных широтах). Тем не менее, планету можно наблюдать и в средних широтах страны, но только в дневное время. Проводить такие наблюдения лучше в первую половину дня, учитывая, что угловое расстояние к западу от Солнца составляет 23,5 градусов. В телескоп наблюдается овал (почти диск), постепенно уменьшающийся в размерах. Видимый диаметр планеты придерживается значения 11 угловых секунд. Блеск сохраняется на уровне -3,9m при фазе около 0,92. Расстояние между Землей и Венерой увеличивается от 1,49 до 1,52 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс.

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов (близ звезды бета Скорпиона). Видимость Марса в средних широтах составляет около пяти часов. Найти Марс можно над восточным и южным горизонтом. В телескоп наблюдаются детали на поверхности планеты, а фотографические наблюдения дадут больше подробностей. Наклон Марса к наблюдателю на Земле составляет около 10 градусов (видна северная полярная часть планеты). Блеск планеты увеличивается до 0m, а видимый диаметр медленно возрастает от 8,6 до 9,2 секунд дуги. Расстояние между Марсом и Землей уменьшается от 1,09 до 1,02 а.е.. Космические исследования - MSL Curiosity.

Юпитер. Газовый гигант имеет попятное движение, перемещаясь по созвездию Льва. Юпитер виден всю ночь в виде самой яркой звезды ночного неба. Условия видимости Юпитера с каждым днем улучшаются, т.к. он приближается к своему противостоянию (8 марта). Угловой диаметр газового гиганта придерживается значения 44,4 секунд дуги при блеске -2,4m, а расстояние от Земли сокращается от 4,45 до 4,43 а.е.. Уже в небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали, а также покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой. В любительские телескопы средней силы можно будет наблюдать прохождение теней спутников по поверхности самой большой планеты Солнечной системы. Конфигурации четырех больших спутников Юпитера (цветная карта + таблица явлений) имеются в КН на март. Космические исследования - Галилео.

Сатурн. Окольцованная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца (севернее Антареса). Утренняя видимость Сатурна составляет около четырех часов. Блеск Сатурна составляет +0,4 m, а угловой диаметр - около 16,6 секунд дуги. В телескоп видно кольцо (достигающее в длину около 40 угловых секунд при наклоне к наблюдателю под углом 26 градусов), а из спутников наиболее доступен Титан (8,0m). Расстояние от Земли до Сатурна уменьшается от 10,07 до 9,96 а.е.. Космические исследования - Кассини.

Уран. Планета (m= +6,0, d= 3,4 угл. сек.) движется в одном направлении с Солнцем в созвездии Рыб (у границы с созвездием Кита) близ звезды эпсилон Psc (4,2m). Уран можно найти в бинокль в вечернее время, а чтобы увидеть его невооруженным глазом нужно глубокое темное небо, но такие условия наступят только осенью. Для рассмотрения диска планеты понадобится телескоп с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Ураном увеличивается от 20,75 до 20,80а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Нептун. Планета (m= +8,0, d= 2,3 угл. сек.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Видимость Нептуна закончилась, и теперь он появится на небе лишь в апреле. Диск планеты в периоды видимости различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Положение самых далеких планет на небесной сфере можно просмотреть на звездных картах в КН на февраль и Астрономическом календаре на 2016 год. Расстояние между Землей и Нептуном придерживается значения 30,95 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (близ трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии 33,54 а.е. от Земли к концу недели. Для визуальных наблюдений Плутона (в периоды наилучшей видимости) необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм и прозрачное небо. Космические исследования - Новые Горизонты .

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели (до 10m) на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата      a(2016.0)     d(2016.0)    r      delta   m  elon.    V    PA   сon.
Церера (1)
 1 Mar 2016  23h07m24.41s  S14 11.586'  2.974   3.952  9.0   8.1  58.87  67.4 Aqr
 5 Mar 2016  23h13m20.55s  S13 35.321'  2.974   3.953  9.0   7.9  58.88  67.4 Aqr
Веста (4)
 1 Mar 2016   1h47m10.56s  N 5 38.668'  2.535   3.113  8.4  46.5  60.95  65.4 Psc
 5 Mar 2016   1h53m07.64s  N 6 19.172'  2.537   3.153  8.4  44.1  61.59  65.9 Psc
Астрея (5)
 1 Mar 2016   9h42m57.58s  N15 28.724'  2.087   1.122  9.3 162.1  30.85 304.2 Leo
 5 Mar 2016   9h40m25.04s  N15 55.307'  2.089   1.138  9.4 157.4  27.24 305.0 Leo
Геба (6)
 1 Mar 2016  12h23m56.61s  N11 27.250'  2.856   1.922  9.9 156.1  35.96 315.4 Vir
 5 Mar 2016  12h21m07.71s  N12 08.120'  2.860   1.908  9.8 159.9  37.62 312.7 Vir
Гигея (10)
 1 Mar 2016  11h46m09.83s  S 4 17.249'  2.948   1.992  9.8 161.3  27.16 286.7 Vir
 5 Mar 2016  11h43m21.63s  S 4 03.854'  2.944   1.972  9.7 165.8  29.04 287.9 Vir
a  прямое восхождение для эпохи 2016.0,  d - склонение для эпохи 2016.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится московское =UT+3часа (всемирное время UT указывается отдельно). На сайте Сергея Гурьянова и на http://saros70.narod.ru/ можно пользоваться веб-версией АК на 2016 год с общим обзором звездного неба и явлений марта месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на март, Астрономическом календаре на 2016 год, Астрономических явлениях до 2050 года, Кратком Астрономическом календаре на 2016 - 2050 годы, календаре Сalsky и в Альманахе .

29 февраля, утро - Луна (Ф= 0,67) близ Марса.

01 марта, ночь - Луна (Ф= 0,58) близ Сатурна.

02 марта, 02 часа 11 минут - Луна в фазе последней четверти.

03 марта, ночь - Юпитер проходит в южнее звезды сигма Льва на расстоянии радиуса Луны.

04 марта, утро - Долгопериодическая переменная звезда R Зайца близ максимума блеска (5,5m)

05 марта, ночь - Долгопериодическая переменная звезда S Журавля близ максимума блеска (6m)

06 марта, утро - Марс сближается до 1,2 градусов со звездой лямбда Весов.

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Старлаб, Метеовеб, Астрокот и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид юго-восточной и южной части полуночного неба 3 марта в городах на широте Москвы. Во врезке показан вид Юпитера в телескоп.

Вид юго-восточной и южной части неба за час до восхода Солнца 3 марта в городах на широте Москвы. Во врезке показан вид Марса и Сатурна в телескоп.

Вид юго-западной и западной части неба через час после захода Солнца 3 марта в городах на широте Москвы.

Астрономическая неделя в формате Word (версия для печати)

Астрономическая неделя в формате pdf (версия для печати)

Источники: Календарь Наблюдателя N03 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), http://saros70.narod.ru/ (календарь), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), http://www.astronet.ru/db/msg/1280744 (астрономические явления до 2050 года), http://www.calsky.com/ (он-лайн календарь), http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

(покрытия звезд астероидами).