Астрономическая неделя с 1 по 7 февраля 2016 года Астрономическая неделя с 1 по 7 февраля 2016 года
16.01.2016 22:01 | Александр Козловский

На данной неделе утреннее небо продолжает радовать взгляд парадом всех (!!) ярких планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Сатурн, Марс и Юпитер), которые выстроились в ряд в указанной последовательности (вместе с лунным серпом) в юго-восточной и южной части светлеющего неба. Парад достигает своей лучшей конфигурации, благодаря Меркурию, продолжительность видимости которого максимальна. Из других явлений: в начале недели комета Catalina (C/2013 US10) находится близ Полярной звезды, Марс проходит в градусе севернее звезды альфа Весов, а астероид Астрея - близ звезды Регул (альфа Льва). 5 февраля астероид Веста проходит в 5 градусах южнее Урана, а 6 февраля Венера проходит в градусе южнее звезды пи Стрельца. В конце недели Меркурий достигает утренней элонгации 25,5 градусов.

Интересно, что самая близкая к Солнцу планета и самая некогда далекая видны в одном направлении. В пространстве Плутон в 44 раза дальше от Земли, чем Меркурий, а разделяют планеты 33 астрономические единицы (1 а.е. = 150 млн. км.). Меркурий достаточно легко увидеть невооруженным глазом на фоне утренней зари, а Плутон сейчас не разглядишь даже в самый мощный телескоп.

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы составляет 18 градусов. Видимый диаметр Солнца имеет значение 32'25". Долгота дня на широте Москвы увеличится до 9 часов 01 минуты. Дневное светило движется по созвездию Козерога. Текущие данные о Солнце и вид его поверхности на данное время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу последней четверти 1 февраля. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Весов, Скорпиона, Змееносца и Стрельца, обладая утренней видимостью, уменьшая за неделю фазу от 0,52 до 0,0. Ночное светило начнет движение по февральскому небу близ Марса и звезды альфа Весов. Продолжив путь по этому созвездию, лунный полудиск постепенно будет превращаться в серп. 2 февраля ночное светило перейдет в созвездие Скорпиона, но уже 3 февраля вступит во владения созвездия Змееносца с фазой около 0,3, сблизившись здесь с Сатурном. Продолжая уменьшать фазу, лунный серп 4 февраля перейдет в созвездие Стрельца, где пробудет до 7 февраля, превратившись в тонкий старый месяц, видимый по утрам низко над юго-восточным горизонтом. В это время Луна сблизится с Меркурием и Венерой при фазе около 0,05. Фаза Луны на текущий момент. Фазы Луны на будущее .

Из планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн наблюдаются на предрассветном и рассветном небе. Две самые дальние планеты легко найти в бинокль или телескоп по вечерам, используя карту движения Урана и карту движения Нептуна среди звезд.

Из комет самая яркая (7m) комета месяца Catalina (C/2013 US10) перемещается по созвездию Жирафа, и доступна для наблюдений все темное время. C/2014 S2 ( PanSTARRS ) с блеском около 9m (значительно превышая расчетный) движется по созвездию Дракона. Еще одна небесная странница PANSTARRS (C/2013 X1) перемещается по созвездию Пегаса, и обладает блеском около 8m (значительно превышая расчетный). Комета C/2014 W2 ( PanSTARRS ) находится в созвездии Дракона при блеске около 12m. Кстати, три кометы из перечисленных (кроме PANSTARRS (C/2013 X1)), являются незаходящими светилами во всех широтах нашей страны (и сгруппированы в секторе около 25 градусов!). Карты путей комет и астероидов имеются в КН на февраль и Астрономическом календаре на 2016 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) имеются на сайте Сейичи Йошида, а результаты наблюдений - на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов самый высокий блеск (8,2 m) имеет Веста, перемещающаяся по созвездию Кита. Блеском 9,2m обладают Церера - в созвездии Водолея и Астрея - в созвездии Льва.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: R COL (8,9m) 1 февраля, T CAS (7,9m) 3 февраля, RR LIB (8,6m) 3 февраля, T SGR (8,0m) 4 февраля, S LMI (8,6m) 6 февраля.

Некоторые пары светил, попадающие в поле зрения бинокля (телескопа) на данной неделе: Меркурий - Венера, Луна - Марс, Луна - Сатурн, Луна - Венера, Луна - Меркурий, Меркурий - пи Стрельца, Венера - лямбда Стрельца, Марс - альфа Весов, Юпитер - сигма Льва, Уран - Веста, Уран - эпислон Рыб, Нептун - лямбда Водолея, комета C/2014 S2 (PanSTARRS) - дзета Дракона, C/2014 W2 (PanSTARRS) - эпсилон Дракона.

Обзор туманных небесных объектов - в журнале Небосвод за февраль 2009 года. Видеокалендарь на февраль http://www.youtube.com/user/AstroSmit .

Меркурий. Планета в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца близ Венеры. Меркурий, присоединившийся к зимнему параду планет, виден на фоне утренней зари, и чем южнее будет пункт наблюдения, тем дольше можно будет наблюдать планету над юго-западным горизонтом. Условия видимости быстрой планеты наилучшие в период данной видимости, т.к. к концу недели она достигает утренней элонгации 25,5 градусов к западу от Солнца. В телескоп Меркурий виден в виде полудиска, превращающегося в овал (увеличивающего фазу, но уменьшающегося в размерах). Блеск планеты придерживается значения 0,0m. Видимый диаметр ее уменьшается от 7,8 до 6,7 угловых секунд, а фаза увеличивается от 0,48 до 0,63. Расстояние от Земли увеличивается от 0,88 до 1,0 а.е.. Космические исследования - Мессенджер.

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем в созвездии Стрельца (близ Меркурия), являясь самым ярким светилом в зимнем параде планет. Венеру можно наблюдать на утреннем небе над юго-восточным горизонтом, а продолжительность ее видимости в рассветное время составляет около часа. Но планета видна невооруженным глазом даже днем. Проводить такие наблюдения лучше в первую половину дня, учитывая, что угловое расстояние к западу от Солнца составляет 30 градусов. В телескоп наблюдается овал (почти диск), постепенно уменьшающийся в размерах. Видимый диаметр планеты уменьшается от 12,5 до 12,0 угловых секунд. Блеск сохраняется на уровне -3,9m при фазе, увеличивающейся от 0,85 до 0,87. Расстояние между Землей и Венерой увеличивается от 1,35 до 1,38 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс.

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Весов (близ звезды альфа Весов), участвуя в зимнем утреннем параде планет. Видимость Марса в средних широтах составляет около шести часов. Найти Марс можно над юго-восточным и южным горизонтом. В телескоп можно наблюдать крупные детали на поверхности планеты, а фотографические наблюдения дадут больше подробностей. Наклон Марса к наблюдателю на Земле составляет около 20 градусов (видна северная полярная часть планеты). Блеск планеты имеет значение +0,7m, а видимый диаметр медленно возрастает от 6,8 до 7,2 секунд дуги. Расстояние между Марсом и Землей уменьшается от 1,39 до 1,30 а.е.. Космические исследования - MSL Curiosity.

Юпитер. Газовый гигант имеет попятное движение, перемещаясь по созвездию Льва (близ границы с созвездием Девы) и являясь участником зимнего парада планет. Юпитер виден на ночном и утреннем небе почти всю ночь в виде желтой звезды, уступающей по яркости Венере. Применение бинокля позволяет наблюдать планету и после восхода дневного светила. Условия видимости Юпитера с каждым днем улучшаются, т.к. он приближается к своему противостоянию (8 марта). Угловой диаметр газового гиганта увеличивается от 42,5 до 43,1 секунд дуги при блеске -2,4m, а расстояние от Земли сокращается от 4,64 до 4,57 а.е.. Уже в небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали, а также покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой. В любительские телескопы средней силы можно будет наблюдать прохождение теней спутников по поверхности самой большой планеты Солнечной системы. Конфигурации четырех больших спутников Юпитера (цветная карта + таблица явлений) имеются в КН на февраль. Космические исследования - Галилео.

Сатурн. Окольцованная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца (севернее Антареса). Утренняя видимость Сатурна составляет около трех часов. Блеск Сатурна составляет +0,4 m, а угловой диаметр - около 16,0 секунд дуги. В телескоп видно кольцо (достигающее в длину около 40 угловых секунд при наклоне к наблюдателю под углом 26 градусов), а из спутников наиболее доступен Титан (8,0m). Расстояние от Земли до Сатурна уменьшается от 10,51 до 10,41 а.е.. Космические исследования - Кассини.

Уран. Планета (m= +5,9, d= 3,5 угл. сек.) движется в одном направлении с Солнцем в созвездии Рыб (у границы с созвездием Кита) близ звезды эпсилон Psc (4,2m). Уран можно найти в бинокль вечером и ночью, а чтобы увидеть его невооруженным глазом нужно глубокое темное небо, и на этой неделе будут весьма благоприятные условия для таких наблюдений. Для рассмотрения диска планеты понадобится телескоп с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Ураном увеличивается от 20,35 до 20,46 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Нептун. Планета (m= +7,9, d= 2,4 угл. сек.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея между звездами сигма Aqr (4,8m) и лямбда Aqr (3,7m). Газовый гигант наблюдается в вечернее время, а найти его можно в бинокль или телескоп. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Положение самых далеких планет на небесной сфере можно просмотреть на звездных картах в КН на февраль и Астрономическом календаре на 2016 год. Расстояние между Землей и Нептуном увеличивается от 30,84 до 30,88 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (близ трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии 33,91 а.е. от Земли к концу недели. Для визуальных наблюдений Плутона (в периоды наилучшей видимости) необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм и прозрачное небо. Космические исследования - Новые Горизонты .

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели (до 10m) на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата    a(2016.0)      d(2016.0)       r    delta   m    elon.   V    PA   сon.
Церера (1)
1 Feb 2016  22h24m53.79s  -18.42554 deg  2.977   3.874  9.2  21.2  57.71  68.0 strong/spanspan
lang=EN-US
style='font-size:8.0pt;mso-ansi-language:EN-US'Aqr
5 Feb 2016  22h30m52.66s  -17.84356 deg  2.977   3.892  9.2  18.9  58.00  67.9 Aqr
Веста (4)
1 Feb 2016   1h07m53.06s  + 0.75380 deg  2.518   2.779  8.2  64.5  54.53  62.0 Cet
5 Feb 2016   1h13m02.51s  + 1.43810 deg  2.520   2.829  8.3  62.0  55.69  62.5 Cet
Астрея (5)
1 Feb 2016  10h05m53.77s  +11.55706 deg  2.081   1.122  9.3 162.1  31.00 306.9 Leo
5 Feb 2016  10h03m09.39s  +12.07290 deg  2.082   1.109  9.1 167.0  33.86 305.7 Leo
Евномия (15)
1 Feb 2016   1h17m53.28s  +19.15461 deg  2.169   2.224  9.8  73.9  65.30  78.6 Psc
5 Feb 2016   1h25m07.82s  +19.50644 deg  2.172   2.271  9.8  71.6  66.53  78.4 Psc
Euterpe (27)
1 Feb 2016   5h48m07.86s  +24.02540 deg  1.954   1.123  9.7 135.8   1.65   3.3 Tau
5 Feb 2016   5h48m28.14s  +24.08087 deg  1.956   1.156  9.8 131.8   5.99  74.5 Tau
Гармония (40)
1 Feb 2016   9h24m31.18s  +20.22666 deg  2.334   1.354  9.8 172.6  41.01 293.9 Leo
5 Feb 2016   9h20m17.44s  +20.66840 deg  2.336   1.352  9.7 175.1  41.41 292.7 Cnc

a  прямое восхождение для эпохи 2016.0,  d - склонение для эпохи 2016.0,  r -  расстояние
от Солнца (а.е.), delta -  расстояние от Земли (а.е.),  m -  звездная величина,
elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час), РА -  позиционный угол
направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится московское =UT+3часа (всемирное время UT указывается отдельно). На сайте Сергея Гурьянова и на http://saros70.narod.ru/ можно пользоваться веб-версией АК на 2016 год с общим обзором звездного неба и явлений февраля месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на февраль, Астрономическом календаре на 2016 год, Астрономических явлениях до 2050 года, Кратком Астрономическом календаре на 2016 - 2050 годы, календаре Сalsky и в Альманахе .

01 февраля, 06 часов 28 минут - Луна в фазе последней четверти.

02 февраля и всю неделю, ночь - Catalina (C/2013 US10) - близ Полярной звезды.

03 февраля, ночь - Долгопериодическая переменная звезда Т Кассиопеи близ максимума блеска (7,0m).

04 февраля, утро - Луна (Ф= 0,22) близ Сатурна (середина лунного рандеву среди планет при лучшей видимости парада планет!!).

05 февраля, 13 часов 17 минут (UT) - Покрытие звезды HIP 29545 (6,6m) из Ориона астероидом (198) Ampella при видимости в Японии, Корее и Китае.

06 февраля, утро - Луна (Ф= 0,07) близ Меркурия и Венеры.

07 февраля, 04 часа 10 минут - Меркурий достигает утренней (западной) элонгации 25,5 градусов.

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Старлаб, Метеовеб, Астрокот и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид восточной и юго-восточной части полуночного неба 4 февраля в городах на широте Москвы. Во врезке показан вид Юпитера в телескоп.

Вид юго-восточной и южной части неба за час до восхода Солнца 4 февраля в городах на широте Москвы. Во врезке показан вид Меркурия, Венеры, Марса и Сатурна в телескоп.

Вид южной и юго-западной части неба через час после захода Солнца 4 февраля в городах на широте Москвы.

Астрономическая неделя в формате Word (версия для печати)

Астрономическая неделя в формате pdf (версия для печати)

Источники: Календарь Наблюдателя N02 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), http://saros70.narod.ru/ (календарь), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), http://www.astronet.ru/db/msg/1280744 (астрономические явления до 2050 года), http://www.calsky.com/ (он-лайн календарь), http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

Избранные астрономические явления недели./spanhttp://www.minorplanetcenter.net/