Гринстейн Джесси Леонард
(Greenstein, Jesse Leonard)
Гринстейн  Джесси Леонард
15/10/1909 – 21/10/2002
"Астрономы"

Американский астроном, член Национальной АН США (1957). Р. в Ныо-Йорке. В 1929 окончил Гарвардский ун-т. Затем занялся предпринимательской деятельностью. В 1934-1937 продолжал изучение астрономии в Гарварде. В 1937-1948 работал в Йеркской обсерватории, в 1939-1948 - также в обсерватории Мак-Доналд. С 1948 - сотрудник обсерваторий Маунт-Вилсон и Маунт-Паломар, с 1949 - также профессор Калифорнийского технологического ин-та.

Научные работы относятся к физике звезд и межзвездной среды. В ряде статей, опубликованных в 30-е годы, рассмотрел некоторые вопросы теории взаимодействия излучения и разреженного вещества в межзвездном пространстве - межзвездное поглощение и закон покраснения света звезд, световое давление в галактических туманностях. В 1937 предпринял одну из первых попыток определить преимущественные размеры пылевых частиц в межзвездном пространстве путем сравнения теоретических расчетов с наблюдаемой зависимостью межзвездного поглощения света от длины волны. С помощью небулярного спектрографа занимался вместе с Л. Хини исследованием диффузного излучения в Галактике и некоторых слабых туманностей. Совместно с Хини сконструировал светосильную широкоугольную камеру, с которой получил серию фотографий Млечного Пути.

С 1939 интересы Гринстейна концентрируются на звездной спектроскопии, особенно на изучении химического состава звездных атмосфер. Определил химический и изотопный состав многих нормальных и пекулярных звезд. Эти работы были частью разработанной им совместно с У. А. Фаулером большой программы изучения процессов образования и эволюции химических элементов во Вселенной путем сопоставления химического состава звезд различного возраста. Гринстейн выполнил обширные спектроскопические наблюдения вырожденных звезд. Разработал спектральную классификацию белых карликов, определил температуры, радиусы и массы большого их числа. В 1951 совместно с Л. Спитцером (независимо от А. Я. Киппера) указал на важную роль в формировании оптического континуума туманностей механизма двухфотонного излучения при переходах со второго уровня атома водорода. Принимал участие в первых работах по оптическому отождествлению звездообразных радиоисточников (квазаров), по отождествлению их спектров и объяснению природы их красного смещения. Предложил механизм возникновения межзвездной поляризации излучения звезд за счет преимущественной ориентации пылинок под действием межзвездного магнитного поля (механизм Дейвиса - Гринстейна).

Член Королевского об-ва Бельгии в Льеже.

Медаль им. К. Брюс Тихоокеанского астрономического об-ва (1971), Золотая медаль Лондонского королевского астрономического об-ва (1975), медаль Льежского ун-та (1975).