Агекян Татеос Артемьевич
12/05/1913 – 16/01/2006
"Астрономы"

Советский астроном. В 1938 окончил Ленинградский ун-т. Преподавал в средней школе (1938-1941), участник Великой Отечественной войны (1941-1945). С 1946 работает в Ленинградском ун-те (с 1963 - профессор).

Основные научные работы посвящены проблемам звездной динамики, звездной статистики и небесной механики. Подробно рассмотрел вопрос о роли диффузной материи в проблемах звездной динамики. Получил математическое выражение для ускорения звезды при ее взаимодействии с системой пылевых облаков, учитывая при этом гравитационные силы и силы светового давления. Показал, что явление возрастания остаточных скоростей звезд спектральных классов O и B при переходе от ранних подклассов к более поздним объясняется ускорением, получаемым горячими гигантами в результате их взаимодействия с диффузной материей. Рассмотрел совместное влияние скучивания галактик и клочковатости поглощающей материи на видимое распределение галактик. Разработал метод исследования кинематики Галактики по профилям радиолинии нейтрального водорода на длине волны 21 см. Изучал эволюцию вращающихся квазистационарных систем гравитирующих тел. Предложил метод изучения свойств движения в поле заданного потенциала при помощи градиентов поля направлений. Уточнил понятие компланарности в кратных системах звезд и сделал ряд выводов об изменении компланарности в процессе эволюции. Рассмотрел некоторые общие закономерности эволюции вращающихся систем гравитирующих тел. Автор монографии «Звезды, галактики, метагалактика» (3-е изд. 1981), книг по вопросам приложения теории вероятностей и математической статистики к астрономии, автор ряда глав «Курса астрофизики и звездной астрономии» (1951).