Галилей Галилео
(Galilei, Galileo)
Галилей Галилео
15/02/1564 – 08/01/1642
"Астрономы"

Итальянский физик, механик и астроном, один из основателей естествознания, член Национальной академии деи Линчеи (1611). Р. в Пизе в семье талантливого музыканта Винченцо Галилея. В 1575 семья Галилеев переехала во Флоренцию. В 1581 поступил в Пизанский ун-т, где изучал медицину. Позднее познакомился с произведениями Евклида и Архимеда. Впечатление от них у Галилея было настолько сильным, что он оставил медицину и возвратился во Флоренцию, где стал изучать математику. В 1589 получил кафедру математики в Пизанском ун-те, в 1592 - в Падуанском ун-те. В Падуе прожил 18 лет. Здесь он выполнил ряд исследований по статике и динамике, в частности установил законы свободного падения тел, падения по наклонной плоскости, движения тела, брошенного под углом к горизонту, изохронизм колебаний маятника. В этот же период Галилей стал приверженцем учения Коперника.

В 1609, узнав об изобретении голландскими оптиками зрительной трубы, Галилей самостоятельно изготовил телескоп с плосковыпуклым объективом и плосковогнутым окуляром, который давал трехкратное увеличение. Через некоторое время им были изготовлены телескопы с 8- и 30-кратным увеличением. Последний инструмент (длина трубы 1245 мм, диаметр объектива 53,5 мм) хранится во Флоренции.

В 1609, начав наблюдения с помощью телескопа, Галилей обнаружил на Луне темные пятна, названные им морями, горы и горные цепи. В начале января 1610 открыл четыре спутника планеты Юпитер, установил, что Млечный Путь является скоплением звезд. Эти открытия описаны им в сочинении «Звездный вестник, открывающий великие и в высшей степени удивительные зрелища...» (1610). Доводы Галилея в защиту гелиоцентрической системы и его страстная убежденность в ее справедливости произвели огромное впечатление на современников, и он стал знаменитейшим ученым Европы.

В 1610 Галилей получил должность «первого математика и философа» при герцоге тосканском и переселился во Флоренцию, где всецело отдался научным исследованиям. В октябре 1610 открыл фазы Венеры; в конце этого же года, почти одновременно с Т. Хэрриотом, И. Фабрицием и X. Шейнером, открыл пятна на Солнце. Изменение положения солнечных пятен доказывало, как правильно считал Галилей, что Солнце вращается вокруг своей оси. Открытая активная пропаганда Галилеем учения Коперника вызвала озлобление церковников. После доноса доминиканского монаха Каччини Галилей в 1615 был вызван инквизицией для дачи объяснений. В 1616 сочинение Н. Коперника «О вращениях небесных сфер» было внесено инквизицией в индекс запрещенных книг. В 1632 Галилею удалось издать книгу «Диалог о двух главнейших системах мира- птолемеевой и коперниковой» (рус. пер. 1948), в которой он в форме живой, остроумной дискуссии между тремя собеседниками приводит доводы в пользу гелиоцентрической системы и высказывает критические замечания относительно геоцентрической системы Птолемея. В книге была дана яркая картина достижений астрономии того времени. В 1633 инквизиция начала против Галилея в Риме судебный процесс: его подвергли тяжелым допросам и заставили публично, в церкви, на коленях отречься от своих научных взглядов. «Диалог» был запрещен, а Галилей объявлен «узником инквизиции» с запретом вести разговоры об учении Коперника и печатать что-либо. Вначале Галилей жил в Риме, а затем в Арчетри (близ Флоренции). Научную деятельность он все-таки продолжал. Несмотря на постигшую его в 1637 слепоту, он завершил и издал сочинение «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых наук...», в котором дал основы динамики. По поводу этой книги Ж. Л. Лагранж заметил: «Открытия спутников Юпитера, фаз Венеры, солнечных пятен и т. д. потребовали лишь! наличия телескопа и известного трудолюбия, но нужен был необыкновенный гений, чтобы открыть законы природы в таких явлениях, которые всегда пребывали перед глазами, но объяснение которых тем не менее всегда ускользало от изысканий философов» (Ж. Л. Лагранж. Аналитическая механика. М., 1950, т. 1, с. 292). Научной работы Галилей не прекращал до последних дней жизни. Скончался он в Арчетри. В 1737 его прах был перенесен во Флоренцию и погребен в церкви Санта-Кроче, рядом с Микеланджело.

Наряду с такими учеными, как Коперник, И. Кеплер, Галилей был одним из самых выдающихся мыслителей эпохи Возрождения. Он первым направил телескоп на небо и сделал ряд блестящих открытий, с которых началась телескопическая астрономия. В страстной полемике с церковниками-схоластами и сторонниками Аристотеля он сумел отстоять истину. Первым среди естествоиспытателей он показал, что орудием познания природы является планомерно и целесообразно поставленный эксперимент. Именно посредством таких экспериментов им были установлены первые законы механики, давшие впоследствие возможность И. Ньютону вывести более общие ее законы.