Стешенко Николай Владимирович

род. 28/11/1927
"Астрономы"

Советский астроном. Р. в с. Диканька (Полтавской обл.). В 1950 окончил Киевский ун-т, в 1953 - аспирантуру при этом ун-те. В 1953-1957 работал в обсерватории Киевского ун-та. С 1957 работает в Крымской астрофизической обсерватории АН СССР (с 1960 - зам. директора по научной работе). Основные научные исследования относятся к физике Солнца, а также к прецизионной оптике и телескопостроению. Показал, что солнечные пятна возникают в активной области при напряженности магнитного поля более 1500 Гс, а не 200-300 Гс, как считалось ранее. Экспериментально установил верхний предел для магнитного поля солнечных гранул и обнаружил тонкоструктурные элементы во флоккулах Солнца. Изучая солнечные вспышки, показал, что эти образования весьма неоднородны, с характерным размером неодно-родностей менее 1". Сконструировал ультрафиолетовый орбитальный солнечный телескоп, который успешно работал на орбитальной станции «Салют-4». Получил важные результаты на основе анализа ультрафиолетовых спектров активных областей, в частности, обнаружил усиление ряда ультрафиолетовых линий высокоионизованных атомов металлов, нашел, что скорости неупорядоченных движений плазмы в верхних слоях атмосферы Солнца (в переходной области между короной и хромосферой) могут достигать значения 100 км/с. Разработал методы прогнозирования радиационной опасности при солнечных вспышках, которые используются в оперативной службе радиационной безопасности космических полетов. Под руководством и при непосредственном участии Стешенко был создан первый в СССР многоэлементный телескоп диаметром 1,2 м с большой разрешающей способностью. Разработал принципиальное решение многоэлементного оптического телескопа диаметром 25 м. В Крымской астрофизической обсерватории под руководством Стешенко разработана и освоена технология получения первоклассных оптических поверхностей, в частности больших зеркал из ситалла. Это позволило произвести радикальную перестройку башенного солнечного телескопа обсерватории, ставшего после этого одним из крупнейших телескопов мира. Председатель секции «Приборы и методы астрономических исследований» Астрономического совета АН СССР.