Ньютон Исаак
(Newton, Isaac, Sir)

04/01/1643 – 31/03/1727
"Астрономы"

Английский физик, астроном и математик, член Лондонского королевского об-ва (1672), его президент (с 1703). Один из основоположников современного естествознания. Р. в Вулсторпе (около Грантема) в семье фермера. Отец Ньютона умер незадолго до рождения сына. В 12 лет Ньютон начал учебу в школе в Грантеме, в 19 лет поступил в Тринити-колледж. Кембриджского ун-та, который окончил в 22 года со степенью бакалавра, в 1668 получил степень магистра. В 1669-1701 возглавлял физико-математическую кафедру Кембриджского ун-та. В 1695 был назначен смотрителем, в 1699-директором Монетного двора, где провел большую работу по перечеканке монеты, привел в порядок монетное дело в Англии.

Наиболее плодотворный период творческой деятельности Ньютона относится к 1660-1680. В это время сложились важнейшие идеи Ньютона, приведшие к блестящим открытиям. Основные его труды были опубликованы позднее. Величайший труд Ньютона - «Математические начала натуральной философии» (сокращенно «Начала») - был издан в 1687. В «Началах» дана формулировка основных понятий и принципов механики в виде трех известных законов - закона инерции, закона изменения количества движения пропорционально приложенной силе, закона равенства действия и противодействия. На их основе Ньютон вывел законы движения тел в поле центральных сил не только в вакууме, но и в сопротивляющейся среде. В «Началах» были изложены основы теории всемирного тяготения, с большим успехом примененной к определению движения тел Солнечной системы - планет, их спутников и комет. Ньютон показал, что кеплеровы эллипсы, по которым движутся планеты, являются частным случаем траекторий небесных тел, движущихся под влиянием центральных сил. Более общим видом этих траекторий являются конические сечения-эллипс (в частности, окружность), парабола, гипербола. В этой же книге были впервые объяснены главные особенности движения Луны, явление прецессии, приливы и отливы в океанах, сжатие Юпитера; дана теория фигуры Земли и решен ряд вопросов гидромеханики. Ньютон написал много замечательных работ по оптике, в частности фундаментальный труд «Оптика» (1704). В своих работах по оптике он показал, что с помощью стеклянной призмы можно разложить белый свет на лучи разных цветов с различной степенью преломляемости, и объяснил этим хроматическую аберрацию линз. Ошибочно полагая эту аберрацию неустранимой, создал в 1668 и 1671 телескопы-рефлекторы, основанные на явлении отражения световых лучей от вогнутого зеркала. Изучил явление интерференции света, измерил длину световой волны и сделал ряд других открытий в оптике. Считал свет потоком мельчайших частиц (корпускул), хотя и не отрицал возможности волновой природы света. Ньютон является создателем математики непрерывных процессов. Разработал (одновременно с Г. В. Лейбницем) основы дифференциального и интегрального исчислений. Занимался алгеброй, аналитической геометрией, поставил ряд проблем вариационного исчисления.

Труды Ньютона и его последователей составили целую эпоху в развитии естествознания, в частности астрономии. На основе его работ в области механики и его теории всемирного тяготения П. С. Лапласом была блестяще развита небесная механика, давшая миру замечательные примеры научного предвидения (предсказание существования Нептуна и Плутона). В результате опытов Ньютона по разложению белого света призмой стало возможным открытие в 1859 Г. Р. Кирхгофом и Р. В. Бунзеном спектрального анализа, одного из основных методов исследования в астрофизике. Открытия Ньютоном интерференции и периодических свойств света были фундаментальными для оптики и в конечном счете привели к пониманию природы изображения в телескопе. От первого маленького отражательного телескопа Ньютона была проложена широкая дорога к мощным рефлекторам нашего времени. Наконец, от ньютоновской механики и теории всемирного тяготения был совершен переход к релятивистской механике А. Эйнштейна и современной космологии. Вклад Ньютона в естествознание навсегда вошел в сокровищницу человеческого разума.

Ньютон умер в Кенсингтоне (ныне часть Лондона) и похоронен в Вестминстерском аббатстве.

Член Парижской АН (1699). [22, 74]