Браге Тихо
(Brage, Tiho)
Браге Тихо
14/12/1546 – 24/10/1601
"Астрономы"

Датский астроном. Р. в Кнудструпе (ныне Швеция) в дворянской семье. Был усыновлен дядей Йергеном Браге и воспитывался в его поместье. В 13 лет поступил в Копенгагенский ун-т, где изучал риторику и философию. В 1560 заинтересовался астрономией. В 1562 поступил в Лейпцигский ун-т. С 1563 начал вести астрономические наблюдения. В 1566-1570 путешествовал по Германии, где встречался с астрономами и химиками. В ноябре 1572 в Дании наблюдал новую звезду в созвездии Кассиопеи, пытался определить ее параллакс. Не обнаружив такового, заключил, что эта звезда находится во всяком случае дальше, чем Луна. В XX в. выяснилось, что звезда являлась сверхновой, вспыхнувшей в нашей Галактике. В 1575 Браге посетил Кассель, где встретился с ландграфом Вильгельмом Гессенским, который затем обратил внимание датского короля Фридриха II на значение работ Браге. Король предоставил в распоряжение ученого остров Вен в Зундском проливе, где Браге построил обсерваторию Ураниборг (Дворец астрономии). Обсерватория была оснащена различными инструментами, среди которых выделялись большие квадранты и секстанты. Радиус большого квадранта составлял 2 м. Браге применял специальные приспособления для повышения точности наведения на светило (визиры) и отсчета делений круга. Точность отсчета делений достигала 1/6', а точность положений звезд, выведенных из наблюдений, - 1', что было значительно лучше, чем у прежних астрономов. В Ураниборге Браге наблюдал звезды, планеты и кометы более 20 лет. Открыл годичное неравенство и вариацию в движении Луны, доказал, что кометы находятся дальше от Земли, чем Луна, составил таблицы рефракции света в земной атмосфере. Учитывал влияние рефракции на положение светила на небе. В результате многочисленных наблюдений составил каталог точных небесных долгот и широт 788 звезд. Получил довольно близкую к современной величину прецессии (51" в год). Работы Браге революционизировали методы наблюдений положений небесных тел и положили начало современной астрометрии. Браге не признавал системы Коперника. Считал, что Земля находится в центре мира, Солнце движется вокруг Земли, а планеты - вокруг Солнца.

В 1597 после смерти Фридриха II Браге вынужден был покинуть Данию. Два года он провел в Германии. С 1599 жил в Праге, где занимал должность придворного астронома. В Праге его помощником стал И. Кеплер, в руках которого после смерти Браге остался весь его архив наблюдений. Обработка этих наблюдений Браге дала возможность Кеплеру вывести законы движения планет. [14, 210]