Дубяго Александр Дмитриевич

18/12/1903 – 29/10/1959
"Астрономы"

Советский астроном. Сын Д. И. Дубяго. В 1925 окончил Казанский ун-т, был оставлен ассистентом при кафедре астрономии и до конца жизни работал в этом ун-те (с 1930 - преподаватель, с 1944 - профессор), в 1954-1958 - директор обсерватории им. В. П. Энгельгардта.

Основные научные работы относятся к кометной астрономии. Является основателем казанской школы кометной астрономии. Астрономией начал заниматься очень рано. В возрасте 12-13 лет уже наблюдал переменные звезды, в 14 лет одним из первых заметил новую звезду, вспыхнувшую в созвездии Орла (1918). Будучи студентом, открыл две кометы (1921 I и 1923 III). Исследовал движение комет в сложные периоды их утери-из-за неучтенных больших возмущений от Юпитера или неучтенных негравитационных эффектов. Благодаря исследованиям Дубяго были переоткрыты утерянные кометы: Брукса в 1925 и Даниеля в 1937. Для кометы Брукса учел планетные возмущения и действие негравитационных сил с 1889 по 1960, изучил большое преобразование ее орбиты в 1922 и теснейшее сближение кометы с Юпитером перед ее открытием в 1886, при этом принимал во внимание не только возмущения от больших планет, но также гравитационное воздействие от сжатия Юпитера и возмущающее влияние его спутников. Вычислил с высокой степенью точности окончательные орбиты комет Даниеля (1909), Стефана-Отермы (1942) и П. Ф. Шайн-Шальдэка (1949). Вычислил негравитационные эффекты за большие интервалы времени для комет Биелы, Брукса, Понса-Виннеке и других, предложил новый эффективный метод для определения действия негравитационных сил, вывел формулы для приближенной оценки наклона оси вращения кометного ядра, установил причины уклонений от гравитационной теории в движении комет и, оценив потерю массы ядрами комет, сделал вывод, что из комет выбрасываются не только газы, но и твердые частицы. Ряд исследований относится к переменным звездам. Проводил большую педагогическую работу. Автор учебника «Определение орбит» (1949). Выполнил ряд работ по геодезии и гравиметрии. [5]