Голицын Георгий Сергеевич
род. 23/01/1935
"Астрономы"

Советский геофизик и астроном, чл.-кор. АН СССР (1979). Р. в Москве. В 1958 окончил Московский ун-т. Работает с 1958 в Ин-те физики атмосферы АН СССР. Академик РАН по Отделению океанологии, физики атмосферы и географии (1987), с января 1990 г. и по настоящее время директор Института физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН.

Основные астрономические работы посвящены физике планет и планетных атмосфер. Разработал теорию подобия для динамики планетных атмосфер, которая позволила, в частности, предсказать и объяснить высокую степень однородности температуры в основной толще атмосферы Венеры и на ее поверхности и малые скорости ветра в нижних слоях атмосферы; эти выводы были подтверждены радиоинтерферометрическими наблюдениями собственного излучения Венеры и прямыми измерениями советских автоматических межпланетных станций серии «Венера». Теория подобия Голицына объяснила также высокие скорости ветра в атмосфере Марса (до 50 м/с). Исследовал зарождение и динамику пыльных бурь на Земле и Марсе, режим турбулентности в атмосферах Венеры и Марса. Выполнил работы по теории турбулентности, магнитной гидродинамике. Занимается разработкой теория конвекции применительно к динамике недр Земли, планет и больших спутников, а также к океану и атмосфере, теорией климата Земли, теорией волновых движений в атмосферах Земли и планет. Автор монографии «Введение в динамику планетных атмосфер» (1973).