Никольсон Сет Барнз
(Nicholson, Seth Barnes)

12/11/1891 – 02/07/1963
"Астрономы"

Американский астроном, член Национальной АН США (1937). Р. в Спрингфилде (шт. Иллинойс). В 1912 окончил ун-т Дрейка. В 1912-1915 продолжал изучение астрономии и преподавал в Калифорнийском ун-те. В 1915-1957 работал в обсерватории Маунт-Вилсон.

Научные работы посвящены изучению планет, малых тел Солнечной системы, поверхностных явлений на Солнце, измерению излучения звезд и планет. Открыл четыре спутника Юпитера (столько же, сколько открыл Г. Галилей): в 1914 - девятый спутник, в 1938 - десятый и одиннадцатый, в 1951 - двенадцатый. Обнаружил несколько астероидов, исследовал движения комет, астероидов, спутников планет. В 1922 совместно с Ч. Сент-Джоном выполнил одно из первых исследований атмосферы Венеры по спектрограммам с высокой дисперсией. Впервые было показано, что в атмосфере Венеры практически отсутствуют кислород и водяной пар. На протяжении всех лет работы в обсерватории Маунт-Вилсон, охватывающих несколько циклов солнечной активности, вел непрерывные наблюдения солнечных пятен и их магнитных свойств. Совместно с О. Вулфом детально исследовал связи между процессами, происходящими на Солнце, и геофизическими явлениями. Никольсон и Э. Петтит совместно выполнили в 20-е годы ряд радиометрических измерений звезд, Луны и планет с помощью вакуумной термопары; определили болометрические величины, температуры и угловые размеры холодных звезд, поверхностные температуры планет; обнаружили быстрое остывание лунной поверхности во время затмений, что свидетельствовало о наличии на ней слоя пыли.