Региомонтан (наст. имя Мюллер Иоганн)
(Regiomontanus (Müller, Johannes (von Königsberg)))

06/06/1436 – 06/07/1476
"Астрономы"

Немецкий астроном и математик. Р. в Кенигсберге (ныне Калининград, СССР). В 1447-1450 учился в Лейпцигском, в 1450-1452 - Венском ун-тах. В 1452 начал работать с Г. Пурбахом, был его ближайшим учеником и помощником. В 1457, по достижении 21 года, получил степень магистра и был зачислен в Венский ун-т. После смерти Пурбаха в 1461 переехал в Рим и до 1468 работал в Италии, где изучал труды древнегреческих астрономов и математиков. В 1467 работал в Венгрии. В 1468-1471 - профессор Венского ун-та, с 1471 работал в Нюрнберге, где основал астрономическую обсерваторию, одну из первых в Европе. В 1475 незадолго до смерти был приглашен папой Сикстом IV в Рим для реформы календаря.

Деятельность Региомонтана во многом способствовала возрождению астрономии в Европе в новое время. В Вене, вместе с Пурбахом, а затем в Нюрнберге выполнил большое количество наблюдений планет, Луны и Солнца, которые легли в основу составленных им таблиц, заменивших устаревшие к тому времени «Альфонсовы таблицы»; в таблицах, которые Региомонтан назвал эфемеридами, были вычислены положения Солнца, Луны и планет на 1475-1506 (изданы в 1474). Это были последние в истории науки таблицы, рассчитанные на основе теории Птолемея. Разработал метод «лунных расстояний» для нахождения широты и долготы на море. Завершил перевод «Алмагеста» Птолемея на латинский язык, начатый Пурбахом, и написал комментарий к нему. Ценным вкладом Региомонтана в математику были рассчитанные им таблицы синусов (от 0 до 90 через 1') и тангенсов. Одним из первых оценил значение недавно изобретенного книгопечатания для науки и построил в Нюрнберге типографию, в которой напечатал «Новую теорию планет» Пурбаха (1472), некоторые труды древнегреческих ученых; регулярно издавал астрономические календари.