Саха Мегнад
(Saha, Meghnad)

06/10/1893 – 16/02/1956
"Астрономы"

Индийский физик и астроном, член Лондонского королевского об-ва (1927). Р. в Дакке (ныне Бангладеш). В 1915 окончил Калькуттский ун-т. В 1916-1921 - преподаватель, в 1921-1923 и 1938-1955 - профессор Калькуттского ун-та. В 1923-1938 - профессор Аллахабадского ун-та. Основатель Ин-та ядерной физики в Калькутте (1951) и его почетный директор.

Научные работы относятся к термодинамике, статистической физике, астрофизике, теории распространения радиоволн, ядерной физике. Теория ионизации атомов, разработанная Саха в 1920-1921, стала одной из фундаментальных основ современной астрофизики. Согласно этой теории степень ионизации и степень возбуждения атомов в звездных атмосферах являются функцией температуры и давления в них. Во многих отношениях работа Саха по ионизации базировалась на фундаменте, заложенном Дж. Н. Локьером, который обнаружил различие между искровым и дуговым спектрами элементов. Саха применил свою теорию для истолкования спектральной последовательности. Он подвел теоретическую базу под интуитивные предположения предыдущих исследователей. Интенсивность спектральных линий стала теперь количественно вычислимой величиной, определяемой физическим состоянием звездных атмосфер. Вслед за Саха его теорию успешно применили для изучения химического состава атмосфер звезд и физических условий в них Р. Фаулер, Э. А. Милн, Г. Н. Рессел, С. X. Пейн-Гапошкина, Д. X. Мензел и другие исследователи. Ряд работ Саха посвящен интерпретации спектра солнечной хромосферы, изучению механизмов радиоизлучения Солнца, построению физической теории солнечной короны. Большое внимание уделял разработке проектов новых астрономических учреждений в Индии, созданию национального общеиндийского календаря.