Омаров Тукен Бигалиевич

род. 12/III/1935
"Астрономы"

Советский астроном, чл.-кор. АН КазССР. Р. в с. Ново-Покровка (Семипалатинской обл.). В 1959 окончил Московский ун-т. С 1959 работает в Астрофизическом ин-те АН КазССР (в 1974-1984 - директор).

Основные научные работы посвящены динамике галактик и их систем, релятивистским моделям сверхскоплений, динамике двойных звезд с корпускулярным излучением и нестационарным задачам небесной механики. Получил обобщение уравнения Лагранжа-Якоби для диссипирующей звездной системы, исследовал динамические особенности скоплений галактик в мире с ослабляющейся гравитацией, указал способ построения функций распределения для гравитирующей системы с несохраняющейся полной энергией. Рассмотрел динамику групп галактик с учетом космологического фона излучения. Получил решение классической за дачи двух тел внутри гравитирующей материи мира Эйнштейна - де Ситтера, построил метрику, описывающую в рамках общего решения Толмена поле центральной массы на фоне расширяющейся Вселенной Фридмана. Исследовал динамическую эволюцию двойных звезд с изотропным корпускулярным излучением в той обобщенной постановке задачи, когда учитывается гравитационное воздействие членов системы на движение самих корпускул. Медаль Польской АН (1979).