Дарвин Джордж Хауэрд
(Darwin, George Howard, Sir)
Дарвин Джордж Хауэрд
09/07/1845 – 07/12/1912
"Астрономы"

Английский астроном и математик, член Лондонского королевского об-ва (1879). Сын великого естествоиспытателя Чарлза Дарвина. Р. в Дауне (Кент). В 1868 окончил Тринити-колледж Кембриджского ун-та. С 1873 преподавал в том же ун-те (с 1883 - профессор астрономии и натурфилософии).

Первым применил подробный динамический анализ к проблемам космогонии и геологии. Разработал ряд вопросов происхождения и эволюции Солнечной системы, системы Земля - Луна, двойных звезд путем рассмотрения фигур равновесия вращающихся масс жидкости и изучения периодических орбит в ограниченной задаче трех тел. Рассмотрел также влияние приливного трения во вращающихся вязких сфероидах на эволюцию двойных систем. В 1879 предложил резонансную теорию происхождения Луны, согласно которой Луна могла образоваться путем отделения от Земли в результате неустойчивости, вызванной в Земле резонансными солнечными приливами. Применил гармонический анализ для изучения и предсказания океанских приливов. Обсудил возможность изменения наклона земной оси к плоскости ее орбиты в результате геологических изменений и получил отрицательный результат. Исследовал напряжения в земной коре, вызванные давлением на нее материков и горных систем. Автор монографии «Приливы и родственные им явления в Солнечной системе» (1898, рус. пер. 1965). Несмотря на то что некоторые концепции, которых придерживался Дарвин, оказались ошибочными, его работы сыграли большую роль в развитии космогонии, поставив ее на строгую математическую и физическую основу.

Иностранный чл.-кор. Петербургской АН (1907), президент Лондонского королевского астрономического об-ва (1899).

Золотая медаль Лондонского королевского астрономического об-ва (1892), медаль им. Копли Лондонскою королевского об-ва (1911).