Хладни Эрнст Флоренс Фридрих
(Chladni, Ernst Florens Friedrich)

30/11/1756 – 03/04/1827
"Астрономы"

Немецкий физик. Р. в Виттенберге. В 1782 окончил Лейпцигский ун-т. Работал физиком в Виттенберге.

Основные научные работы посвящены акустике и исследованию природы метеоритов. В 1787 открыл продольные колебания струн, стержней, пластин, камертонов, колоколов, крутильные колебания стержней. Посыпая пластины песком и заставляя их колебаться, исследовал вид фигур, образованных частицами песка, и их связь с режимом колебаний («фигуры Хладни»). Исследовал распространение и скорость звука в различных телах, изобрел ряд музыкальных инструментов. Хладни впервые, вопреки господствовавшему в его время мнению о земном происхождении метеоритов, высказал мысль об их внеземной природе. В 1794 в Риге на немецком языке была опубликована его книга «О происхождении найденной Палласом и других подобных железных масс, а также о некоторых связанных с этим явлениях природы». В ней обосновывался взгляд на метеориты как на пролетевшие через земную атмосферу, упавшие на Землю и не успевшие целиком разрушиться фрагменты межпланетного вещества. Хладни полагал, что они, возможно, являются остатками первичного материала, из которого образовались планеты. В основных чертах описал явления, происходящие при вторжении метеоритного тела в атмосферу. Работа Хладни была враждебно встречена большинством ученых того времени. Однако она стимулировала изучение метеоритов. В 1802 в Англии был произведен первый химический анализ метеоритного вещества. В 1803 было собрано несколько тысяч каменных метеоритов, выпавших 26 апреля около г. Легль на севере Франции. В работах 1799, 1803, 1819 Хладни продолжал развивать и углублять свои представления о природе железных и каменных метеоритов. Идеи Хладни были весьма прогрессивными для своего времени и имели большое значение для выработки правильных представлений о материальном единстве Вселенной. Иностранный чл.-кор. Петербургской АН (1794). [106]