Нумеров Борис Васильевич

29/01/1891 – 13/09/1941
"Астрономы"

Советский астроном, чл.-кор. АН СССР (1929). Р. в Новгороде. В 1913 окончил Петербургский ун-т и был оставлен на кафедре астрономии для подготовки к научной деятельности. Одновременно в 1913-1915 был сверхштатным астрономом Пулковской обсерватории, вел наблюдения на зенит-телескопе. В 1915-1925 - астроном-наблюдатель обсерватории Петроградского (Ленинградского) ун-та. В 1917-1936 преподавал в Петроградском (Ленинградском) ун-те (с 1924 - профессор), с 1923 - также профессор Горного ин-та. В 1919 основал Главный вычислительный ин-т при Всероссийском астрономическом союзе (с 1920 - его первый директор), с 1920 - также зав. отделом Астрономо-геодезического ин-та, организованного по его инициативе в том же году. В 1924-1936-директор Астрономического ин-та (ныне Ин-т теоретической астрономии АН СССР), который образовался в 1923 при слиянии Вычислительного и Астрономо-геодезического ин-тов. Одновременно в 1926-1927 - директор Главной геофизической обсерватории им. А. И. Воейкова, в 1931-1933 - зав. отделом прикладной математики Государственного оптического ин-та.

Основные научные работы относятся к астрометрии, небесной механике, геофизике. Занимался вопросами астрономического и гравиметрического приборостроения. Предложил новую программу наблюдений и новый метод обработки наблюдений на зенит-телескопе. Разработал теорию зенит-телескопа. Предложил новый метод изучения цапф пассажного инструмента. Разработал теорию универсального инструмента и теорию фотографического пассажного инструмента, произвел исследования по теории рефракции. Организовал вычислительные работы для «Астрономического ежегодника СССР», первый выпуск которого состоялся в 1921. Особо следует отметить заслуги Нумерова в области небесной механики. По его инициативе была организована эфемеридная служба малых планет. Для расчетов эфемерид малых планет он предложил оригинальный метод интегрирования дифференциальных уравнений небесной механики, названный им методом экстраполирования. Благодаря данному методу была вычислена точная эфемерида утерянного в 1923 восьмого спутника Юпитера и по этой эфемериде астрономы Ликской обсерватории 22 ноября 1930 вновь нашли спутник. В связи с проблемой создания каталога слабых звезд (КСЗ), предложил в 1932 план наблюдений избранных 10 малых планет для определения начала координат (точки весеннего равноденствия) и положения экватора КСЗ. По этому плану на 19 обсерваториях разных стран с 1956 по 1975 было получено свыше 22 000 точных положений планет. Выполнил большую работу по внедрению маятниковых и вариометрических наблюдений для изучения колебаний верхних слоев Земли. Под его руководством проводились гравиметрические наблюдения во многих районах страны.

По инициативе Нумерова в 1928 в Астрономическом ин-те была создана опытная механическая мастерская, а несколько позже-конструкторское бюро. В мастерской изготовлены 13-дюймовый рефлектор для Абастуманской обсерватории, новая модель лабораторного визуального микрофотометра, однотипные коронографы для наблюдений затмений Солнца и др. В 1931 при Всесоюзном объединении оптико-механического производства была создана специальная Комиссия астрономических приборов, первым председателем которой стал Нумеров. [124, 192]