Сведенборг Эммануил
(Swedenborg, Emanuel)

29/01/1688 – 29/03/1772
"Астрономы"

Шведский ученый и философ, член Шведской королевской АН (1740). Р. в Стокгольме. В 1710 окончил Упсальский ун-т и отправился в путешествие по Англии, Голландии, Франции, Германии. В 1715 вернулся в Упсалу. В 1716-1747 - асессор Горной коллегии в Стокгольме.

Научные работы Сведенборга по астрономии касались различных вопросов, но основной вклад составляют его космологические и космогонические гипотезы и концепции, которые он разрабатывал с 1722 и изложил в труде «Принципы природы» (1729-1734). В области космогонии Солнечной системы исходил из концепции вихревой Вселенной Декарта. По Сведенборгу, планеты сформировались в результате возникновения и постепенного развития в Солнце вихря материи, который, ускоряясь, расширялся под действием центробежных сил. Эта идея позднее использовалась в гипотезах Ж. Бюффона, И. Канта, П. С. Лапласа. В космологии его утверждения сводились к тому, что все явления и процессы в природе, независимо от их масштабов, подчиняются некоторым общим принципам. Так, Млечный Путь определялся как реально существующая система звезд, удерживаемых вместе физическими силами. Одним из первых высказал идею космической иерархии: существование сложных систем, элементами которых являются целые «млечные пути», которые в свою очередь состоят из звездных скоплений, и т. д. Независимо и более детально такую концепцию развил в 1761 И. Г. Ламберт. В одной из ранних работ (1718) пришел к выводу, что периоды орбитального обращения и осевого вращения планет, в том числе Земли, постепенно увеличиваются (возрастает продолжительность года и суток). Позднее на основе теории приливного трения к такому же заключению пришел Дж. X. Дарвин. Разработал проект летательного аппарата с жестким крылом.

Издавал в 1716-1718 популярный журнал «Северный Дедал».

За свои теософские воззрения Сведенборг был подвергнут критике И. Кантом в «Грезах духовидца» (1766).

Иностранный почетный член Петербургской АН (1734).