Петри (Питри) Роберт Метвен
(Petrie, Robert Methven)

15/05/1906 – 08/04/1966
"Астрономы"

Канадский астроном, член Канадского королевского об-ва. Р. в Сент-Эндрюзе (Шотландия). С 1911 жил в Канаде. В 1928 окончил ун-т провинции Британская Колумбия, в 1928-1932 продолжал изучать астрономию в Мичиганском ун-те (США) и до 1935 работал в том же ун-те. С 1935 работал в Астрофизической обсерватории в Виктории (с 1951 - директор).

Основные научные работы относятся к звездной спектроскопии. Возглавлял в течение 25 лет одну из основных программ обсерватории в Виктории - определение лучевых скоростей B-звезд с целью изучения движения и распределения звезд и газа в Галактике. Показал, что существует большой разброс индивидуальных лучевых скоростей этих звезд относительно их регулярной скорости, соответствующей вращению Галактики; этот факт может свидетельствовать о том, что B-звезды образуют в окрестностях Солнца расширяющуюся ассоциацию. Усовершенствовал методы определения расстояний до горячих звезд по их кинематическим характеристикам, разработал метод определения светимости горячих звезд по интенсивности водородных линий в их спектрах. Исследовал орбиты многих спектрально-двойных звезд, определил размеры, массы и светимости их компонентов и тем самым внес большой вклад в уточнение зависимости масса - светимость для ранних звезд. Ряд работ посвящен изучению строения атмосфер пульсирующих звезд по изменениям их лучевых скоростей. Для повышения точности измерений лучевых скоростей звезд выбрал и исследовал систему линий, удобных для подобных измерений, в спектрах звезд классов от B0 до K4 и в большом интервале дисперсий, показал, что его система позволяет получать лучевые скорости без систематических ошибок; эта система была рекомендована Международным астрономическим союзом в качестве стандарта. Разработал проекционный компаратор, значительно облегчающий измерение лучевых скоростей. Внес значительный вклад в развитие Астрофизической обсерватории в Виктории; был инициатором создания 150-дюймового канадского рефлектора и возглавил его строительство.

Президент Канадского королевского астрономического об-ва (1955-1956), президент Тихоокеанского астрономического об-ва (1962-1964).

Золотая медаль им. Тори Канадского королевского об-ва (1961).