Барабашов Николай Павлович
30/03/1894 – 29/04/1971
"Астрономы"

Советский астроном, акад. АН УССР (1948). Р. в Харькове. Окончил Харьковский ун-т (1919) и был оставлен при кафедре астрономии для подготовки к профессорскому званию. С 1930 - директор обсерватории Харьковского ун-та, с 1933 - профессор Харьковского ун-та (в 1943-1946 - ректор).

Основные научные работы посвящены исследованиям планет и Луны. В 1918 установил, что поверхность Луны слагается вулканическими породами базальтового типа с большой пористостью (что было подтверждено при непосредственном изучении Луны космическими аппаратами). В 1920-1926 - на 270-миллиметровом рефлекторе с использованием светофильтров провел визуальные наблюдения Марса, на основании которых была составлена карта поверхности планеты. С 30-х годов стал применять методы фотографической фотометрии при изучении планет и Луны. В 1933 и 1939 выполнил обширную фотографическую фотометрию поверхности Марса в различных лучах, что позволило ему определить ее оптические характеристики (альбедо, цвет различных образований, особенности отражения и др.). В 1932 выявил «квазизеркальный» характер отражения света от видимой поверхности Венеры. Установил, что оптическая толщина слоя атмосферы Юпитера над облачным покровом невелика, а светлые и темные полосы лежат примерно на одной и той же высоте. В 1932 пришел к выводу, что вещество внутреннего кольца Сатурна простирается до самой поверхности планеты. Сконструировал (совместно с Н. Г. Пономаревым) первый в нашей стране спектрогелиоскоп, который сыграл немалую роль в развитии Службы Солнца в СССР. Автор книг «Исследование физических условий на Луне и планетах» (1952), «Природа небесных тел и их наблюдения» (1969). Один из авторов и редактор первого «Атласа обратной стороны Луны» (1960), который составлен по фотографиям, полученным автоматической межпланетной станцией «Луна-3». Проводил большую педагогическую и общественную работу. Более 15 лет возглавлял Комиссию по физике планет Астрономического совета АН СССР.

Герой Социалистического Труда (1969).