АНКа Дня

Астрономическая Научная Картинка Дня

23.04.2003 Следующая >>

Эволюция профиля импульса источника SGR 1900+14

из обзора Питера Вудса (Peter Woods)
astro-ph/0304372

Нейтронные звезды бывают очень разными: радиопульсары, рентгеновские пульсары, радиотихие источники в остатках сверхновых и т.д. Природа многих из них неясна. Особенно интересны (и популярны) источники мягких повторяющихся гамма-всплесков (МПГ).

Этот тип источников был открыт в 1979 г., благодаря работе нескольких детекторов на разных спутниках, в том числе и эксперименту КОНУС на аппарате Венера-11, который проводился советской группой астрофизиков под руководством Е.П. Мазеца. 5 марта 1979 г. произошла мощная вспышка объекта, получившего затем наименование SGR 0526-66. При этом были обнаружены 8-секундные пульсации, что было существенным аргументом в пользу того, что источник является нейтронной звездой (НЗ), вращающейся с таким периодов вокруг своей оси.

Первое время МПГ считали подклассом обычных космических гамма-всплесков. Однако, затем стало ясно, что это совершенно разные источники (как мы сейчас знаем, космические гамма-всплески происходят на космологических расстояниях). На сегодняшний день известно четыре МПГ. В рентгеновском диапазоне эти источники видны всегда, изредка источники начинают проявлять вспышечную активность в более жесткой части спектра, но гигантские гамма-вспышки (подобные вспышке 5 марта) происходят редко - раз в несколько лет (или даже десятков лет).

На рисунках показан профиль имульса источника SGR 1900+14 в разные моменты времени. Везде приведен профиль за два цикла (т.е. за два периода вращения НЗ). По горизонтальной оси отложено время (период вращения НЗ 5.16 секунд, соответственно вся ширина оси равна 10.32 секунды - двойной период вращения). По вертикальной оси отложены отсчеты - т.е. количество зарегистрированных квантов - в условных единицах, т.к. приведены данные разных спутников ( RXTE, BeppoSAX, ASCA, Ulysses). "Палочки" на кривых указывают на ошибки определения потока (т.е. отсчетов). В астрофизике высоких энергий ошибка часто связана с небольшим числом зарегистрированных квантов. Если кривая идет "ступеньками", то ширина ступеньки указывает на временное разрешение (время накопления сигнала).

27 августа 1998 г. этот источник вспыхнул. Видно, как выглядел профиль до вспышки (верхние 4 рисунка) и после вспышки (нижние 4 рисунка). Средние два изображения (полученные на спутнике Ulysses) показывают эволюцию профиля источника непосредственно после начала вспышки (профиль слева соответствует времени между 40 и 100 секундами после вспышки, а правый - 280 и 330). Хорошо заметно, как сложный профиль превратился в почти синусоидальный.

Мы не знаем, что за НЗ связаны с МПГ. Скорее всего это т.н. магнитары - НЗ с очень большим магнитным полем. Но что конкретно отвечает за излучение в спокойном состоянии и что за вспышку? Исследования профилей импульсов должны помочь дать ответ на этот вопрос.

С. Б. Попов/ГАИШ, Москва