Удивительное кольцо вокруг магнитара Удивительное кольцо вокруг магнитара
1.06.2008 23:30 | Н.Т. Ашимбаева/ГАИШ, Москва

Космический телескоп НАСА Spitzer Space Telescope нашел причудливое кольцо вокруг магнитного остатка взорвавшейся звезды.

Звездный остаток SGR 1900+14 принадлежит классу объектов под названием магнитары. Магнитары формируются, когда звезда гигант находится в конечной стадии своего развития когда происходит взрыв сверхновой, образуя сверхплотную нейтронную звезду с чрезвычайно сильным магнитным полем, больше 1014 Гс, по крайней мере, на порядок больше, чем у нормальных радиопульсаров.

Этот интересный объект обнаружила Stefanie Wachter из Спитцеровского научного центра НАСА. Соответствующая статья опубликована в Nature.

Кольцо, обнаруженное Spitzer, не могло быть образовано в результате начального взрыва звезды, т.к. весь материал вблизи звезды, и кольцо в том числе, должен был бы разрушиться ударной волной. Предполагается, что кольцо может быть результатом выдувания пузыря мощной вспышкой от магнитара в 1998 году. Вероятнее всего, твердая поверхность магнитара треснула при прохождении вспышки или пучка энергии, которая вспорола рядом расположенное облако пыли, выдавив его наружу и, таким образом, сформировав видимое кольцо пыли.

На этом удивительном изображении можно видеть кольцо, имеющее вытянутую продолговатую форму, размерами примерно 7 на 3 световых года в видимой плоскости. Сколлапсировавшая звезда SGR 1900+14 расположена точно в центре изображения. Сам магнитар не виден, т.к. не излучает в инфракрасном диапазоне (его видно только в рентгене). Окружающие звезды освещают это кольцо вокруг погасшей звезды, создавая своеобразную "жизнь после смерти" - мы видим то, что прямыми методами не обнаруживается. Это изображение, полученное телескопом Spitzer, представляет собой сумму трех разных изображений. Голубой цвет представляет собой 3.6-микронное ИК-изображение, полученное с помощью ИК-матрицы, зеленый - 16 мкн изображение от ИК-спектрометра, и красный - 24 мкн от многоканального фотометра.

Открытие может помочь ученым понять, действительно ли масса звезды влияет на образование магнитара, когда она умирает. Хотя известно, что звезды, имеющие массу больше определенного значения, в конце жизни взрываются как сверхновые, но вот насколько масса влияет на то, станет звезда магнитаром или останется заурядным экземпляром, не известно. Объект SGR1900+14, судя по наблюдаемому кольцу, принадлежит к молодым звездам. Изучая массы этих самых близких звезд, можно приблизительно определить массу нашей звезды, которая взорвалась и образовала SGR 1900+14. Кольцо освещается каким-то образом, иначе Spitzer его не обнаружил бы. Скорее всего, пыль нагревается ближайшими массивными звездами и светит в ИК; это означает, что магнитар, который находится точно в центре кольца, связан с областью звездообразования массивных звезд.

Кольца и сферы - обычные образования в космосе. Молодые горячие звезды выдувают пузыри в пространство, заставляя пыль образовывать сферическую форму. Когда звезда умирает как сверхновая, она сбрасывает расширяющуюся сферическую оболочку. Кольца могут также образовываться вокруг взорвавшихся звезд, чьи расширяющиеся оболочки из осколков формируют пылевые диски, заставляя пыль светиться, как в случае с остатком сверхновой 1987A. Но кольцо вокруг магнитара SGR 1900+14 не укладывается ни в одну из этих категорий. Например, остаток сверхновой и оболочка вокруг 1987A излучает и в рентгене и в радиодиапазоне. Кольцо вокруг SGR 1900+14 - только в инфракрасной области.

Было высказано предположение, что кольцо может представлять собой так называемое инфракрасное эхо. Оно возникает тогда, когда взрывная волна нагревает пыль, заставляя ее излучать в ИК-диапазоне. Но когда пронаблюдали SGR 1900+14 в динамике, не было обнаружено движение кольца, как если бы оно было порождением инфракрасного эха. Ясно, что необходимы дальнейшие наблюдения для выяснения природы этого объекта.

Публикации с ключевыми словами: Магнитары - Сверхновые - взрывы сверхновых