Проверка Специальной теории относительности
21.03.2002 16:26 | УФН, Москва

Специальная теория относительности утверждает независимость скорости света c от скорости наблюдателя. Независимость c от направления движения с высокой точностью проверена в экспериментах типа эксперимента Майкельсона-Морли. С меньшей точностью установлена независимость c от абсолютной величины скорости наблюдателя v. Последнее проверялось в экспериментах, идею которых предложили H.P.Kennedy и E.M.Thorndike в 1932 г. В этих экспериментах наблюдалась стоячая электромагнитная волна в резонаторе, частота которой сравнивалась с эталонной. Самый точный на сегодняшний день эксперимент такого типа выполнен в Университете г.Констанц в сотрудничестве с Дюссельдорфским университетом (Германия) (см. пред. сообщение). Исследовалась стоячая лазерная волна в полости кристалла сапфира, охлажденного до 4.3 К. В этих условиях сапфир обладает очень малым коэффициентом температурного расширения. Эталоном частоты служили электронные переходы в молекулах иода. Наблюдения велись в течение полугода, за это время скорость Земли изменилась на 60 км/с по отношению к предполагаемой выделенной системе отсчета, например, связанной с реликтовым излучением. Эксперимент не выявил никаких отклонений от предсказаний теории относительности. Для коэффициента A в разложении $c(v)/c_0 = 1 + A v^2/c_0^2+\dots$ получено значение $A=(1.9 \pm 2.1)\cdot10^{-5}$, что в 3 раза лучше предшествующих ограничений. Исследователи надеются, что в недалеком будущем точность удастся еще улучшить. Источник: Phys. Rev. Lett. 88 010401 (2002)
Публикации с ключевыми словами: специальная теория относительности - Скорость света - опыт Майкельсона-Морли
Публикации со словами: специальная теория относительности - Скорость света - опыт Майкельсона-Морли