Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 30. Вспомогательные приспособления для наблюдений.

Как к трубе, так и к биноклю надо иметь некоторые вспомогательные приспособления. Совершенно необходимым приспособлением является экран для наблюдений Солнца. Устройство такого экрана показано на рисунке 23. Экран, конечно, можно сделать и иными способами. Основными требованиями к такому экрану являются следующие: он должен крепко присоединяться к трубе, передвижение его вперёд и назад должно быть плавным, без сотрясений, на его доске легко должна укрепляться бумага для зарисовывания.

Рис. 23. Экран для наблюдения Солнца. Рис. 24. Экваториальный столик
для фотографирования.

К полезным оптическим приборам для астрономических наблюдений надо отнести те, которые знакомят с астрофизическими методами: астрофотографией, астрофотометрией, астроспектроскопией. Это фотографическая камера, призма с малым преломляющим углом и спектроскоп прямого зрения.

Для получения фотографии созвездий годится, в сущности, всякая камера с ахроматическим, но возможно большим по диаметру объективом. Для фотографирования следует устроить установку по С. В. Орлову. Эта установка состоит из доски В с круглым отверстием, надевающимся на гвоздь, вбитый перпендикулярно поверхности экваториальной призмы А (с углом 90њ-j ). На тот же гвоздь надевается вторая доска С, в нижней части которой имеется винт Е с шарообразно опиленным концом. Сбоку первой доски В привинчивается металлическая толстая пластинка с круглым прорезом, в который входит винт О, по возможности длинный и с винтовой нарезкой возможно меньшего шага (рис. 24). Призма А устанавливается на устойчивой горизонтальной поверхности (например, тумбе астроплощадки) по направлению полуденной линии.

Ввинчивая винт, мы тем самым медленно передвигаем конец доски В и поворачиваем её и доску С по направлению суточного движения светил. На доску С можно под любым углом и в любом направлении установить и фотографическую камеру, и контрольную трубу с крестом нитей в поле зрения и, таким образом, смотря в трубу на звезду фотографируемого созвездия, медленным вращением винта следить, чтобы она не сходила с креста нитей. Так как во время фотографирования может сказаться неполная точность установки и звезда станет сходить вверх или вниз, то вращением (другой рукой) винта Е можно слегка изменить наклон доски С, чтобы звезда была на перекрёстке нитей. Б.А. Воронцовым-Вельяминовым описана установка для астрофотографии, устраняющая необходимость контроля движения фотокамеры. Её устройство несколько сложнее, но результаты при короткофокусных камерах получаются хорошие.

Если штатив менискового телескопа переделан в экваториальную установку, то фотоаппарат можно привинтить на место противовеса.

Рис. 25. Спектры звёзд, по-
лученные призм-объективом.

Призма с малым преломляющим углом (или дифракционная решётка) нужна для показывания спектров звёзд. Она ставится при наблюдениях перед объективом, для чего надо заготовить деревянные кольца по оправе объектива бинокля с тем, чтобы к этим кольцам при помощи металлических полосок прикреплять призму. Когда перед объективом имеется призма, то, глядя в бинокль, наблюдатель замечает, что каждая звезда видна как цветная спектральная полоска. Полезно показать белую звезду, а затем красную (например, Бетельгейзе) - становится заметно, что спектр красной ослаблен в сине-фиолетовой части. Метод "объективной призмы" широко применяется в астрономии для получения фотографий спектров сразу многих звёзд (рис. 25).

Астрофотометры, применяемые в научной работе, устраиваются с искусственной звездой, яркость которой может регулироваться. В фокусе трубы помещается под углом 45њ плоскопараллельная стеклянная пластинка, через которую видна наблюдаемая звезда. Та же пластинка отражает в глаз наблюдателя и искусственную звезду - она создаётся диафрагмой с отверстием, освещаемым маловольтной лампочкой. Яркость освещения диафрагмы меняется каким-либо приспособлением, позволяющим измерять яркость. Наблюдатель, видя в поле зрения две звезды (естественную и искусственную), уравнивающим приспособлением добивается равенства блеска, делает отсчёт и дальнейшие вычисления.

Рис. 26. Школьный
астрофотометр
.

Ученики проходят фотометрию и знакомятся с законом изменения освещённости в зависимости от расстояния. На этом принципе мною был предложен астрофотометр простой конструкции для наблюдений невооружённым глазом (для школьников и любителей астрономии). Здесь приведено изображение его с некоторыми изменениями против первого варианта, сделанными мною и, независимо, А.М. Смирновым (рис. 26).

На доске (длиной не менее 1 м) устанавливается планка тп, по которой вперёд и назад может быть передвигаема маловольтная лампочка. В А поставлено плоскопараллельное стекло. В - две стойки для вдвигания между ними матового (ближе к лампе) стекла (ещё лучше молочного) и тонкой металлической пластинки с очень малым отверстием (не более 0,5 мм). Стекло А устанавливается так, чтобы, глядя через диоптр С, видеть отражённое изображение звездообразного отверстия. Установив доску на штатив, наводят этот астрофотометр на наблюдаемое светило (звезду или планету) так, чтобы рядом видеть искусственную звезду (от диафрагмы В). Передвижением лампочки выравнивают яркость искусственной звезды с наблюдаемой и записывают отсчёт положения лампочки. После этого то же делают по отношению к другой звезде с хорошо известной яркостью. Отсюда по закону "обратных квадратов" легко вычислить, во сколько раз наблюдаемое светило ярче или слабее стандартной звезды. Пластинку А лучше брать из толстого стекла, тогда получается два изображения искусственной звезды (от передней и задней поверхности) и можно сравнивать по желанию с одним из них.

Учащихся желательно ознакомить с методами астрофизики. Эти простые приспособления, выполнимые своими школьными средствами, описаны здесь именно для того, чтобы учитель не ограничивал наблюдение лишь "геометрией неба", но и смог бы ввести и методы астрофизики.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - учебные пособия - демонстрации - звездное небо - школьный атлас - звездная карта - звездные карты - модель - численное моделирование - наблюдения - солнечные часы - планетарий - планирование занятий - наглядные пособия
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнение читателя [1]
Оценка: 3.2 [голосов: 175]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования